Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности.

Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах.

Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.

Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится.

В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться.

Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.

), формы, названия предметов и растений.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать.

Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество.

Благодаря данному упражнению  также формируется логическое мышление.

  • Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу.

По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой.

Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Игры на умственное развитие средних дошкольников

В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками.

Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.

Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова.

Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А).

Где в слове «мама» буква А? Правильно!»

Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.

Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».

Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Игры на умственное развитие старших дошкольников

В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.

Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.

  • Где плавали рыбки из сказки?

Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.

В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.

Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.

Заключение

Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду.

Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно.

Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков — это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников

Игры на развитие речи и мышления у младших дошкольников

Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра.

Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью.

Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 

  • Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты — жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  
  • Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления
  • Упражнение № 1.
  •             Цель:
    развитие словесно-логического мышления

            Ход: 
к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с
учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял
кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________
.   Иголка______________ .
Лопата_______________.

Лейка___________  . 
Грабли______________ . 
Нож_________________.

Лифт__________   .  
Холодильник________. 
Гвоздь________________.

Миксер_________
.   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________
.  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  1. Упражнение № 2.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно
    объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача,
помидор, снег

  •             Форма: телевизор, книга, колесо.
    Косынка, арбуз, палатка
  •             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом,
    карандаш, ложка
  •             Материал: банка, кастрюля,
    рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  •             Вкус: конфета, картошка, варенье.
    Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка,
перышко, гантеля.

  1. Упражнение № 3.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо
— ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  • Упражнение №4  «Подбери слово»
  •              Цель:
    развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель:
развитие операции обобщения, классификации, 
развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу
понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  1. • Кисель — кефир
    — сок — чай (напитки)
  2. • Утюг —
    холодильник — пылесос — кофеварка
  3. • Муравейник —
    нора — логово — берлога
  4. • Самолёт —
    корабль — лодка — мотоцикл
  5. • Глина — шерсть — дерево — пластмасса
  6. • Двойка — тройка
    — пятёрка — единица
  7. • Дирижёр — шофёр
    — воспитатель — портниха
  8. • Салат — каша — борщ — запеканка
  9. • Топор — лопата
    — пила — отвёртка
  10. • Серьги —
    браслет — цепочка — кулон
  11. • Храбрость —
    доброта — трудолюбие — честность
  12. • Волейбол —
    баскетбол — футбол — водное поло
  13. • Клюв — перья —
    крылья — коготки
  14. • Есть —
    спать — учиться — гулять
  15. Упражнение №  6.
  16.             Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Читайте также:  Правила поведения в лесу для детей школьников

            Задание: продолжить ряд
понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее
3-х слов. В каждом случае на­звать 
обобщающее понятие.

  • 1.                 
     Стол, стул, диван
  • 2.                 
     Творог, сыр, масло
  • 3.                 
     Врач, повар, лётчиц
  • 4.                 
     Сок, кефир, компот
  • 5.                 
     Шишка, жёлудь, орех
  • 6.                 
     Корабль, лодка, яхта  
  • 7.                 
    Паровоз,
    электричка, трамвай
  • 8.                 
    Книга, альбом,
    блокнот
  • 9.                 
     Торшер, бра, настольная лампа
  • 10.             
     Сосиски, колбаса, котлета
  • 11.             
     Земляника, клюква, малина
  • 12.             
     Сыроежка, лисичка, подберёзовик
  • 13.             
     Сосна, берёза, липа      
  • 14.             
    Жасмин,
    шиповник, сирень      
  • Дождь,
    ветер, иней
  • Игра «Назови как можно
    больше предметов, имеющих данный признак»
  • Цель:
    развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  • Необходимо
    назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок
    должен ответить на вопросы.

Например:
«что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога,
река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность
употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов,
умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не
сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если
ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения
их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку
следующие вопросы:

Что бывает круглым
(квадратным, овальным, треугольным…)?

  1. Что бывает высоким
    (низким)?
  2. Что бывает зелёным
    (красным, синим)?
  3. Что бывает холодным
    (горячим, тёплым, прохладным)?
  4. Что бывает сладким
    (горьким, кислым, солёным)?
  5. Что бывает шерстяным
    (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  6. Что бывает тяжёлым
    (лёгким)?
  7. Что бывает глубоким
    (мелким)?
  8. Что бывает колючим (острым,
    хрупким)?
  9. Упражнение №8.
  10.             Цель: развитие воображения,
    мышления.
  11.             Задание: рассказать, во что
    превратится
  12.  Стул 
    без спинки______________
  13.  Чашки без ручки ______________
  14.  Мороженое без холодильника ____
  15.  Всадник без лошади ____________
  16.  Дерево без веток ______________
  17.  Стол без ножек________________
  18.  Ливан без спинки _____________
  19.  Самолёт без крыльев___________
  20.  Книга без страниц _____________
  21.  Подушка без перьев ___________
  22.  Спички без серы ______________
  23.  Снеговик без холода___________
  24.  Телевизор без электричества____
  25.  Карандаш без грифеля _________
  26.  Кофта без рукавов_____________
  27.  Кепка без козырька ___________
  28.  Окно без стекол_______________
  29. Сад без
    деревьев ______________
  30. Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  31.             Цель:
    Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций,
    слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход
игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч
кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля»,
«вода», «воздух», «огонь».

            Если
водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать
какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает
названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове
«огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
Затем мяч возвращается водящему.

  • Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  •             Цель:
    развитие мышления.
  •             Ход упражнения:    
  •             Детям предлагается закончить
    предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу
    целиком.
  • • Моряк
    увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
  • ·                   
     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать,
    вязать, шить)
  • ·                   
    Рабочие
    не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая,
    грязная, узкая).
  • • Машина не
    смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
  • ·                   
    Вода в
    банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  • ·                      
    Катя
    отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную,
    пластмассовую) ручку сковородки.
  • Упражнение № 11.
  •             Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово
противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом
а, в котором будут объединены оба антонима.

  1.             Пример: во дворе на котенка
    напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  2. Помнить                       Храбрость                     
  3. Тупой
    (нож)                 Высокий 
  4. Знаменитый                 Мелкий
  5. Подниматься               Молчать
  6. Встречать                    Открывать
  7. Ругаться                       Широкий
  8. Мягкий                        Легко
  9. Темно                          Грязно
  10. Толстый                       Гладкий
  11. Полный
    (стакан)         Добрый
  12. Искать                           Ругать
  13. Старый
    (диван)          Шершавый
  14. Грубый
    (разговор)      Весёлый
  15. Быстро                         Длинный
  16. Молодой                       
  17. Упражнение № 12.
  18.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза, внимания, речи.
  19.             Задание: подробно объяснить в
    чём ошибочность приведённых суждений
  20. У Кати кукол
    больше, чем игрушек
  21. Трехэтажный
    дом ниже одноэтажного
  22. Ручеёк шире
    реки
  23. Самолёт
    движется медленнее машины
  24.  В холодильнике молочных продуктов меньше,
    чем кефира
  25.  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  26.  Черепаха ползает быстрее змеи
  27.  Тигр слабее кошки
  28. Петя собрал
    поганок больше, чем грибов
  29. У зайца ушей
    больше, чем у медведя
  30. Стол
    квадратнее окна
  31. Стул
    деревяннее тумбочки
  32. Упражнение №13.
  33.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза.
  34.             Задание: на основании 2-х
    суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

• Все овощи
растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин
с огорода).

• Все дети
растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.

• Все рыбы
не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.

• Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

• Всем
цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

• Всю одежду
надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

• Все
изделия из стекла хрупкие.  Наташа
уронила сумку с вазой на пол. Значит        
___________.

Игра
«Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное,
птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков
загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью
охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал
слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова
круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да».
Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит,
что это цыпленок.

  • «Подбери
    слово»
  •             Цель: развитие операций  мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1.  «Подбери слово» -2.
  2.              Цель:
    развитие операций анализа.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  • Выполняя упражнения на развитие логического мышления,
    ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и
    способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  • 1. Запиши обобщающее слово:
  •  — окунь, карась-…
  • — трава, дерево-…
  • — крот, мышка-…
  • — пчела, жук-…
  • — чашка, тарелка-…
  • — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

  1. — таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
  2. — тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
  3. — лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

Источник: http://reshetova.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

            Цель: развитие словесно-логического мышления

            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  • Упражнение № 2.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

  1.             Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка
  2.             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка
  3.             Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  4.             Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

  • Упражнение № 3.
  •             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1. Упражнение №4  «Подбери слово»
  2.              Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

Читайте также:  Внеклассное мероприятие 4 класс

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  • Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять
  • Упражнение №  6.
  •             Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

  1. Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта   Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа       Жасмин, шиповник, сирень      
  2. Дождь, ветер, иней
  3. Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
  4. Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  5. Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

  • Что бывает высоким (низким)?
  • Что бывает зелёным (красным, синим)?
  • Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
  • Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
  • Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  • Что бывает тяжёлым (лёгким)?
  • Что бывает глубоким (мелким)?
  • Что бывает колючим (острым, хрупким)?
  • Упражнение №8.
  •             Цель: развитие воображения, мышления.
  •             Задание: рассказать, во что превратится
  •  Стул  без спинки______________
  •  Чашки без ручки ______________
  •  Мороженое без холодильника ____
  •  Всадник без лошади ____________
  •  Дерево без веток ______________
  •  Стол без ножек________________
  •  Ливан без спинки _____________
  •  Самолёт без крыльев___________
  •  Книга без страниц _____________
  •  Подушка без перьев ___________
  •  Спички без серы ______________
  •  Снеговик без холода___________
  •  Телевизор без электричества____
  •  Карандаш без грифеля _________
  •  Кофта без рукавов_____________
  •  Кепка без козырька ___________
  •  Окно без стекол_______________
  • Сад без деревьев ______________
  • Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  •             Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

  1. Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  2.             Цель: развитие мышления.
  3.             Ход упражнения:    
  4.             Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

  •             Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  • Помнить                       Храбрость                     
  • Тупой (нож)                 Высокий 
  • Знаменитый                 Мелкий
  • Подниматься               Молчать
  • Встречать                    Открывать
  • Ругаться                       Широкий
  • Мягкий                        Легко
  • Темно                          Грязно
  • Толстый                       Гладкий
  • Полный (стакан)         Добрый
  • Искать                           Ругать
  • Старый (диван)          Шершавый
  • Грубый (разговор)      Весёлый
  • Быстро                         Длинный
  • Молодой                       
  • Упражнение № 12.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.
  •             Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
  • У Кати кукол больше, чем игрушек
  • Трехэтажный дом ниже одноэтажного
  • Ручеёк шире реки
  • Самолёт движется медленнее машины
  •  В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
  •  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  •  Черепаха ползает быстрее змеи
  •  Тигр слабее кошки
  • Петя собрал поганок больше, чем грибов
  • У зайца ушей больше, чем у медведя
  • Стол квадратнее окна
  • Стул деревяннее тумбочки
  • Упражнение №13.
  •             Цель: развитие операции анализа,  синтеза.
  •             Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________. Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол.

Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

  1. «Подбери слово»
  2.             Цель: развитие операций  мышления.
  3.             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  •  «Подбери слово» -2.
  •              Цель: развитие операций анализа.
  •             Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  1. Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  2. Запиши обобщающее слово:
  3.  — окунь, карась-…
  4. — трава, дерево-…
  5. — крот, мышка-…
  6. — пчела, жук-…
  7. — чашка, тарелка-…
  8. — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Источник: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Развиваем мышление у младших школьников

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста занимает особое место в психологии, поскольку этот период является для детского разума переломным. Переход от наглядно-образного мышления детей к словесному, логическому, понятийному не всегда легкий. Этот переход означает, что младшие школьники уже понимают окружающие явления, но еще не строят логических рассуждений.

Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.

Особенности развития мышления младших школьников

Когда школьники делают упражнения по развитию мышления, они постепенно вникают в систему научных понятий, вследствие чего умственная деятельность перестает опираться исключительно на практическую деятельность. Особенности детского мыслительного процесса состоят в том, что ребята анализируют рассуждения и действия, а также составляют план действий на будущее.

Важность развития мышления у школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что информация об окружающем мире у него сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения становится неэффективным.

Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход от одного вида мышления к другому не контролируется взрослыми и не сопровождается упражнениями на развитие.

Стоит отметить, что формирование мыслительных процессов детей связано с восприятием информации, поэтому работайте еще и над этим аспектом.

Особенности детского восприятия состоят в том, что младшие школьники быстро теряют суть процесса. Они отвлекаются на посторонние факторы. Задача учителей и родителей – направить внимание детей на нужный процесс, то есть заинтересовать их.

Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей

На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.

  • Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
  • Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
  • Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
  • Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
  • Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
  • Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.
Читайте также:  Классный час 10, 11 класс. суд над граффити

Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.

Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.

Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:

  • Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
  • Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
  • Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.

Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.

Упражнения на развитие мышления

Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:

  • Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
  • Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
  • Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
  • Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
  • Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
  • Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
  • Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.

Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

Регулярная работа с детьми с ЗПР гарантирует пробуждение детского интереса к окружающему миру, что выражается в том, что малыш активно выполняет упражнения и играет в игры, которые предложены педагогом.

  • С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.
  • Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.
  • Игры на развитие мышления детей с ЗПР:
  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Елена Стребелева: формирование мышления у детей с отклонениями

Профессиональные педагоги рекомендуют прочитать книгу Елены Стребелевой, в которой описаны особенности формирования мышления у детей с отклонениями. Стребелева составила более 200 игр, упражнений и дидактических методик, чтобы раскрепостить и заинтересовать ребят с осложнениями.

В конце книги вы найдете приложения для педагогов, которые помогут понять особенности проведения занятий для детей с отклонениями в развитии. Кроме игр, вы найдете в книге рассказы и сказки, которые рекомендуется читать ребятам с отклонениями.

Развитие творческого мышления у детей

Современная программа обучения нацелена на формирование начального уровня логического мышления детей в младшем школьном возрасте. Поэтому часто встречаются случаи неразвитого творческого мышления.

Основное, что нужно знать о развитии творческого мышления, состоит в том, что оно обучает детей младшего школьного возраста открывать новое.

Задания на развитие творческого мышления:

  • Покажите ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями. Попросите описать, что случилось у этих людей.
  • Озвучьте ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросите детей рассказать, почему так произошло.
  • Попросите детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.

Задания на развитие творческого мышления предполагают не один, а несколько возможных правильных ответов.

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

Развитие пространственного мышления у детей

Технология развития пространственного мышления разработана специалистами давно. Этот вид мышления развивается у детей на уроках геометрии в школе. Пространственное мышление – это способность при помощи пространственных образов, созданных самостоятельно, решать теоретические задания.

Для развития пространственного мышления подойдут такие упражнения:

  • Попросите детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой.
  • Попросите малыша подойти к столу и положить, например, ручку слева от книги.
  • Попросите малыша дотронуться до вашей правой, левой руки.
  • Предложите детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.

Технология развития пространственного мыслительного процесса проста, но она помогает улучшить логическое восприятие.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.

Как развивать наглядно-действенное мышление:

  • Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
  • Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
  • Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.

Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.

Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:

  • Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
  • Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.

Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.

Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/mentality/razvitie-myshleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

Ссылка на основную публикацию