Игры на развитие мышления детей 5 лет

Сложно найти родителей, которые не озадачены поиском подходящих игр для своего ребёнка. Хорошо, когда они принимают во внимание  особенности развития детской психики на определённом этапе.

Игры  на развитие мышления детей 5 летПравильно подобранные логические игры для детей 4-5 лет помогут развить именно те стороны интеллекта, которые на данный момент наиболее нуждаются в стимуляции.

Игровой материал для развития логики должен быть разнообразным. Это не только обязательные домино и лото, существует масса интереснейших игр, которые без труда увлекут малыша. А главное, такие занятия принесут не только радость, но и неоценимую пользу. То, что будет заложено в ребёнка в раннем возрасте, обязательно вернётся успехами в будущем.

Особенности развития мышления детей 4-5 лет

В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез информации, умение анализировать и сопоставлять данные.

Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для успешного освоения математики, письма, чтения.Начинается этап понимания и принятия окружающей действительности. Важно обеспечить ребёнку максимально полное сенсорное развитие. Это игры с задействованием как можно большего количества разнообразного материала – как для тактильного развития, так и для обонятельного, вкусового и визуального опыта.

Особенности развития логики детей 4-5 лет

Логика в этом возрасте претерпевает бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.

Основные операции, доступные логике ребёнка (4-5 лет):

  • сравнение – умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
  • анализ – позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
  • синтез – способность воссоздавать объект из его частей;
  • классификация – способность разделять предметы по определённым характеристикам, объединять их в группы

Виды игр, развивающих логику для детей 4-5 лет

Игры, развивающие логику, условно можно разделить на несколько групп. Это:

  • Дидактические игры. Другими словами, это настольно-печатные игры. Они включают в себя задания на поиск соответствия, пары, группировки предметов по общему признаку. Сюда можно отнести и пазлы, наборы для составления последовательностей, графические игры.
  • Развивающие игры. Те игры, которые усложняются со временем, т. е. после усвоения ребёнком первых уровней.
  • Речевые игры. Влияют развитие речи, логического построения предложений, рассказов, историй.

Деление на группы игр очень условно, потому как многие свойства перекликаются между собой. Так, способность синтезировать информацию одинаково хорошо тренируется и при создании домика из картонных деталей, так и при сборке пазла.

В первую очередь такие игры направлены на развитие логики у ребёнка, кроме того, большинство из них подготавливает руку к письму. Привлекательны эти задания тем, что выполнены они без лишних деталей и красок, это не отвлекает от игры.

Существует масса разновидностей графических игр:

  • лабиринты  – задача провести линию от пункта А в пункт Б, от белочки к орешкам, от крота к норке и т. д.;
  • обведи по линии – нужно провести карандашом по линии, в результате чего получится картинка, фигура;
  • заданияна нахождение отличий между предметами, картинками;
  • «дорисуй» – где нужно дорисовать недостающие части;
  • другие задания, выполненные в несложной графической форме.

Предлагаем вам несколько графических игр. Распечатайте игры, и предложите ребёнку. Возможно, какие-то из заданий покажутся сложными – тогда их лучше отложить. Помните – не нужно торопить ребёнка, всё должно идти своим чередом.

Игры  на развитие мышления детей 5 лет Игры  на развитие мышления детей 5 лет Игры  на развитие мышления детей 5 лет Игры  на развитие мышления детей 5 лет Игры  на развитие мышления детей 5 лет Игры  на развитие мышления детей 5 лет

Речевые игры на развитие логики

Речевые игры на логику, это своего рода загадки. Даётся информация, с которой ребёнок уже хорошо знаком, на её основе он должен сделать выводы и дать ответ. Такие игры помогают тренироваться в нахождении решений, учат анализировать, вычленять важную информацию. Особое влияние оказывают такие задачи на развитие речи.

Составить речевую загадку не так сложно, если за основу взять хорошо известную ребёнку книгу. Это может быть «Колобок», или «Мешок яблок» В. Сутеева или «Путаница» Чуковского.

Главное, чтобы сюжет был знаком и интересен. Остаётся только применить фантазию. Лучше, если в самом начале вопросы будут наводящими, подталкивающими к ответу.

Далее задачи можно усложнять, задавать вопросы, ответа на которые в произведении нет.

Не стоит забывать и о таких играх как «Съедобное-несъедобное». Примечательна такая игра тем, что в неё можно играть и во время прогулки, или поездки на машине. Родитель называет какой-то объект, а ребёнок должен сказать, можно это есть или нет.

Обычные загадки являются отличным тренажером для развития логики. Возможно, поначалу потребуется помощь родителя. Но стоит только понять суть, как дети начинают щёлкать их одну за другой. Но стоит всё же помнить о том, что предмет игры должен быть знаком.

Настольные логические игры

Блоки Дьенеша

Игры  на развитие мышления детей 5 лет

Удобно использование блоков тем, что к ним создано несколько альбомов различного уровня сложности, это помогает родителям правильно использовать игру.

Палочки Кюизенера

Одна из самых универсальных настольных игр. Это и счётный материал, и развитие абстрактного мышления, и логика, и синтез, и анализ и многое другое. Такого рода материал позволяет адаптировать понятия для более простого понимания их детьми.

Доступно более 50 игр с использованием палочек Кюизенера. Самое простое, это раскладывать палочки по удлинению, цвету. По мере усложнения заданий, можно предложить ребёнку составить из палочек домик, поезд. Предложить ребёнку запомнить расположение палочек, затем убрать одну из них и спросить какая исчезла.

Как играть с палочками Кюизенера. Видео

Пазлы. Лото. Домино

Не стоит забывать о всевозможных пазлах, которые отлично тренируют логику. В возрасте 4-5 лет можно смело предлагать наборы от 20 деталей и больше, в зависимости от степени знакомства ребёнка с этим видом игр. Лото и домино набирают актуальность к этому возрасту. Выбор тематики зависит от предпочтений ребёнка.

Игры-головоломки

Игры  на развитие мышления детей 5 летК такому роду игр относится танграм. Это китайская игрушка, созданная очень давно, но неизменно пользующаяся популярностью из года в год. Состоит она всего из семи деталей, из которых можно составить сотни картинок! Можно фантазировать и придумывать образ самостоятельно.

Танграм развивает внимание, мышление, логику. Что бы выполнить задание придётся запустить механизмы анализа, синтеза, сопоставления. Такой тренажёр для мозга в виде логической игры можно отнести к разряду обязательных.

Книги с играми для развития логики

«Ребусы, игры, головоломки: Задания на развитие логики. 4-5 лет» из серии «Папка дошкольника». В книге присутствует огромное количество заданий, направленных на развитие логики. Кроме всего прочего, с помощью этой книги малыш научится разгадывать ребусы.

«Логика. Лабиринты и схемы»Книга, по сути, является рабочей тетрадью, по которой ребёнок занимается вместе с родителями. Внутри множество всевозможных заданий: лабиринты, дорисуй картинку, найди отличия, скажи, что дальше и многое другое.

Пониматика от Елены Ардашировой. Пособие для подготовки освоения математики. Книга учит сортировать объекты, группировать их. Искать повторяющиеся части рисунков, продолжать узоры – это далеко не все игры, которые ждут на страницах тетради.

Логика: Задания на развитие логического мышления. С книгой вы получаете полтора десятка листов, с размещёнными на них заданиями. Задания включают в себя все необходимые варианты для гармоничного развития логической составляющей.

Онлайн игры на развитие логики

Современный мир немыслим без наличия в нём компьютеров. Познакомить ребёнка с ним можно с помощью увлекательных логических игр. Такое общение не принесёт вреда, а малыш удовлетворит своё желание поработать за машиной.

Обучающая игра «Чьи следы». В игре требуется определить какое животное оставило след. Выбирать нужно из предложенных вариантов.

Паровозик помогает Зайцу. Учим цвета и фигуры. Очень красочная игра для изучения и закрепления основных цветов и фигур.

Лишние предметы. Простая игра на классификацию, выделение предмета, отличающегося по свойствам. Отличный тренажёр для логического обобщения и выделения.

Заплатки. В игре предлагается подобрать части картинки и подставить их в пустующие места. Задание усложняется тем, что «заплатки» предложены в нескольких вариантах и схожи между собой.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: зима, 3 класс

Собери картинку — это вариант электронного пазла. Учит анализировать, синтезировать.

«Меньше-больше». В игре нужно разложить карточки с изображениями от маленького к большему.

Найди отличия. Он-лайн игра, в которой требуется найти отличия между картинками. При успешном выполнении программа обязательно похвалит смышлёного малыша.

Компьютерные игры для развития логики

Чтобы поиграть в развивающую логику игру на компьютере необязательно иметь постоянный доступ в интернет. Некоторые игры можно скачать и установить на жёсткий диск.

Всезнайка: обучающая система. Кроме основ чтения и счёта, игра предлагает логические задания, которые так весело решать вместе с Зайкой Всезнайкой и его другом Львёнком Сэмом. Выполняя задания, дети учатся учиться и играть самостоятельно.

Игры  на развитие мышления детей 5 летМаша и медведь. Развивающие задания для малышей. В сборнике представлено несколько десятков мини-игр с любимыми героями. Небольшие логические задания увлекают с первой минуты. А сюжет заключается в том, что неугомонная Маша требует развлечений, а благодушный Мишка старается ей угодить.

Обучающие игры Том 5.  Сборник не только научит думать, анализировать, мыслить логически, но и подготовит ребёнка к детскому саду, покажет азы рисования, познакомит с английским языком. Качественная анимация и яркие краски сделают обучение увлекательным.

Игры для гаджетов (смартфонов, планшетов)

Он-лайн магазины, в которых можно скачать приложения для смартфонов и планшетов на базе Android, или Apple предлагают огромный выбор игр на для детей. Рассмотрим некоторые из них.

Развить логику можно совместно с полюбившейся многим Свинкой Пеппой. Игра предназначена для установки на андроид и включает в себя череду увлекательных заданий. Нужно подбирать тени под героев мультфильма. Искать пропавших цыплят, собирать зёрнышки, проходить лабиринты и многое другое.

Первые пазлы  предлагает Андроид Маркет. Тематики хорошо знакомы детям: ферма, аквариум, сад. Нужно подбирать «вырезанные» кусочки картинки и вставлять их на свои места, составлять картинку из разрезанных кусков.

Обладатели айфонов могут порадовать своих детей Сборником головоломок. Яркие качественные картинки очень нравятся детям. В основе – пазлы, для выполнения задания придётся задействовать сопоставление.

Современный мир предлагает огромное количество игр на развитие логики у детей 4-5 лет. Мы рассмотрели лишь некоторые частные примеры, которые помогут понять, на что ориентироваться при выборе занятий для ребёнка. Дети так быстро растут и так много всего нужно успеть, чтобы они смогли вырасти сообразительными, умными, способными быстро принимать решения.

Игра для ребёнка – вся жизнь. Именно через игру формируются базовые навыки понимания мира, общения, мышления. Давайте играть в хорошие игры!

Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/logika/logicheskie-igry-dlya-detej-4-5.html

Развивающие игры для детей от 5 лет

Игры  на развитие мышления детей 5 лет

Развивающие игры для детей от 5 лет — непременная составляющая развития малыша. Без них не обойтись: они улучшают как физические, там и умственные показатели. Каждый период жизни вашего ребенка должен сопровождаться определенным комплексом занятий, которые не займут много сил и времени, но принесут много пользы и веселья не только для крохи, но и для всей семьи. Развивающие игры для детей от 5 лет уже вполне могут включать в себя познавательные и по-настоящему творческие упражнения.

Игры на развитие памяти

Человеческий мозг напряженно работает в течение всей жизни, и ему полезно тренироваться. В частности, нужно постоянно работать над навыком запоминания. Развивающие игры для улучшения памяти и внимания помогают детям быстро и легко воспринимать новую информацию, а также сразу оперировать ею. Какие упражнения бывают?

  • Обычные карточки: расскажите ребенку, что изображено на картинке (зверь, предмет, явление природы), а затем закройте ее и задайте пару вопросов через минут 5-10. Повторением можно заняться, например, через день, чтобы свежие данные надежно закрепились.
  • Игры в команде: пусть один малыш выложит произвольный узор из спичек, а второй по памяти повторит его.

Игры на развитие мышления

Список развивающих игр для детей весьма обширен, молодые родители часто находятся в растерянности, сталкиваясь с обилием вариантов в интернете и на полках магазинов. Попробуйте распределить их по группам. Например, сборники, рассказывающие, как улучшить самостоятельное рациональное мышление малыша. Это очень важное качество, которое способствует развитию математических способностей.

  • Выложите перед крохой ряд игрушек и спросите, кто из них лишний и почему (по какому признаку).
  • Положите перед малышом картинку, предложите пересказать все, что нарисовано. Малыш начинает воспринимать рисунок не просто как совокупность предметов: он видит взаимосвязи между действующими лицами, начинает понимать кое-что о причинах и следствиях.
  • Собирайте пазлы, мозаику, разгадывайте шарады, ребусы. Есть ряд игр, распределенных на рубрики. Скажем, «Профессии», «Что где растет», «Кто где живет».
  • Повесьте в комнате ребенка географическую карту и периодически просить показать, где находится тот или иной остров. 

Творческий креатив

Другой немаловажный аспект, о котором нельзя забывать, — фантазия и свободное творческое мышление. Даже если вы не любите креатив, испытываете сложности с поиском вдохновения, не мешайте своему ребенку мечтать, рисовать, сочинять рассказы или стихи. Малыши невероятно восприимчивы в этом возрасте, и любой творческий успех пойдет на пользу. Воспитывайте творца:

  • Попросите вспомнить, какой мультик ребенок смотрел вчера, и нарисовать главного героя (или придумать ему новый костюм).
  • Копирование образа — тоже полезно: ребенок садится к мольберту и начинает срисовывать то, что изображено на экране.
  • Не забывайте про традиционную лепку из глины или пластилина, она положительно влияет на мелкую моторику рук, что в будущем может отразиться даже на почерке малыша.

Игры  на развитие мышления детей 5 лет

Работа с речью

Также пора работать над словарным запасом. Это не значит, что ребенок должен учить словарь наизусть, но детские классические стихи вполне можно пересказать.

  • Обращайте внимание крохи на названия предметов, которых он раньше не видел.
  • Используйте синонимы, антонимы, пословицы, поговорки.
  • Обязательно разговаривайте с ребенком и следите за своей речью: она должна быть грамотной, если вы хотите, чтобы ваше чадо было таким же.
  • Правильно ставьте ударения в словах и ни в коем случае не употребляйте ненормативную лексику.

Подвижные игры

Интеллектуальные развивающие игры — это хорошо, скажете вы, а как насчет физической культуры? Да, этот пункт нельзя игнорировать. Чтобы ребенок не испытывал трудностей на уроках в школе, обеспокойтесь его физической формой заранее. Развивайте реакцию.

  • С помощью такой игры из нашего детства, как «съедобное — несъедобное»: при слове «груша» человек ловит мяч, при слове «стул» — отбрасывает.
  • Развивающие игры с поиском загаданного цвета: ведущий говорит: «Красный!», а дети ищут вокруг красные предметы и подбегают к ним.
  • Поиски «Секретиков».
  • «Прядки».

 О компьютерных играх

Компьютерные игры для развития ребенка не так плохи, как о них принято думать. Скачав всего одно приложение, вы получаете доступ к бесконечному количеству раскрасок, имитаций звуков, книг. Пользуется большой популярностью игра «Слизарио», суть которой состоит в том, что нужно накормить червячка на экране, сделать его толстым с помощью правильно разгаданных головоломок.

Советы 

И, наконец, не забывайте про коммуникативные навыки, которые в наше время являются чуть ли не самой важной частью жизни.

Детские развивающие игры в этой области сводятся к обычному дружескому и семейному общению, умению слушать друг друга, сопереживать.

Всегда подбадривайте ребенка, если видите, что какое-то занятие ему дается с трудом. Не отмахивайтесь с фразами: «Ой, потом поймешь» или «Не знаю».

И, конечно, окружайте свое чадо любовью и заботой — это главное условие для полноценного развития личности!

  • Игры с ребенком 3 года дома: 10 идейДетские игры несут в себе гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. Игры с ребенком 3 года дома влияют на интеллектуальное развитие ребенка,…

  • Игры для малыша до года: 10 идейРазвивающие игры для малыша до года просто необходимы. По многим причинам: именно в нежном возрасте ребенок начинает крайне активно развиваться, хоть родителям и кажется, будто…

  • Методики раннего развития детей: обзорРаньше будущие родители вряд ли так усердно изучали методики раннего развития детей еще до рождения своего первенца. Сейчас же многие заранее озадачиваются этим вопросом еще…

Источник: https://club4woman.ru/materinstvo/razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-5-let/

Игры развивающие мышление для детей 5 лет

Игры  на развитие мышления детей 5 лет

Игры, развивающие мышление, для детей 5 лет научат их определять главное и второстепенное, обобщать полученную информацию и делать соответствующие выводы. Со временем такие занятия научат ребенка рассуждать самостоятельно и думать. Это очень поможет и в ближайшем будущем (младшей школе), и в дальнейшей жизни.

В этом возрасте дети мыслят образами, поэтому большая часть игровых заданий должна быть визуальной. Логика только начинает развиваться, ее нужно стимулировать и тренировать.

Органично и ненавязчиво помогут в этом игры, развивающие мышление, для детей 5 лет. Они могут быть: настольные, графические, речевые, игры с карточками, компьютерные.

Также в системе дошкольного развития ребенка детям нравятся загадки, ребусы, головоломки, анаграммы и т. п.

Игры-задания для развития мышления

Для таких игр можно заранее самому нарисовать задания или распечатать уже готовые графические заготовки, например:

  • Найти и раскрасить изображение, которое является лишним.
  • Какие предметы похожи между собой.
  • Дорисовать недостающую часть изображения.
  • Раскрасить по специальному заданию.
  • Разрисовать так, как в образце.
  • Помочь герою пройти лабиринт и добраться до дома.

Таким образом, ребенок развивает логику, внимание и занимается творчеством.

Речевые игры, развивающие логику

Устные речевые упражнения учат детей думать, правильно формулировать мысль, быть внимательными и сообразительными.

  • Попробуйте игру для всех возрастов «Данетка». Играть в нее хорошо небольшой группой. Ведущий загадывает слово и объявляет направление, например: «Я загадал героя сказки “Золотая рыбка”», «Я загадал предмет, который находится в этой комнате» или «Я загадал фрукт». Чтобы отгадать его, игроки должны по очереди задавать вопросы. Ответом на них могут быть лишь «да», «нет» или «не знаю». Отгадавший становится ведущим.
  • Отгадай по описанию. Один ребенок берет, не глядя, из коробки картинку и описывает ее другим. Например: «домашнее животное, большая, добрая, дает молоко». Первый отгадавший будет описывать следующую картинку.
  • «Одно слово». Детям предлагаются ряды слов, которые они должны обобщить и назвать одним понятием. Например: «Автомобиль, паровоз, велосипед, самолет, корабль (транспорт)».
  • «Что нужно?». Пусть ребенок перечислит предметы, которые нужны людям определенной профессии. Например: «Что нужно врачу (лекарства, белый халат, шприц и т. д.)».

Настольные и компьютерные игры

Настольные и компьютерные игры, развивающие мышление, для детей 5 лет являются более легкими к восприятию, чем речевые. Здесь есть изображения предметов, которые нужно анализировать.

Среди настольных игр популярны логические лото, пазлы и домино. Стоит воспользоваться предложением разработчиков компьютерных игр для пятилеток. Но помните — психология ребенка такова, что ему сложно концентрироваться долго на одном объекте.

Не стоит посвящать таким занятиям больше 20 минут.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/igry_razvivayushchie_myshlenie_dlya_detey_5_let/

Игры и упражнения на развитие мышления для детей 5 -7 лет

Игры на развитие мышления

1) «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»   

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8 ) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9)  «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»  

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

15) «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )

Источник: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/29156

Игры на развитие мышления у детей 4-5 лет — небольшая подборка

Здравствуйте дорогие педагоги и родители.  Я, Татьяна Сухих, продолжаю представлять интересные забавы, теперь уже игры на развитие мышления у детей 4-5 лет. В какие игры рекомендуется играть деткам этого возраста?

Развитие воображения, умение анализировать – цель данной потехи. В качестве игрового материала может служить сумка или коробка, любая вещь (съедобная или несъедобная), помещающаяся в эту сумку или коробку.

Игру необходимо начать следующим образом: ребенку предлагают десять вопросов. Он с помощью них должен отгадать, что внутри нее.

С помощью этой игры развивается воображение и внимание.  Забаву начинают с вопроса воспитателя. Детка должен назвать то состояние, которое предшествует вопросу педагога.

Вопросы воспитателя Ответы ребенка
Кем являлся старик? Мальчиком
Буратино чем  был? Поленом
Дерево чем было? Ростком
  • Цель данного игрища:
  • *как задавать вопросы;
  • * как искать условия сортировки объектов внешнего мира;
  • * как развить способность слушать и быть бдительным.

Игра начинается с загадывания слова воспитателем или рассказа какой  – нибудь ситуации. Дети должны отгадать это слово или разъяснить ситуацию и задать такие же вопросы, чтобы можно было ответить да или нет.

Соотношение понятий «маленькое» – «большое», «снаружи» – «внутри» – цель данной потехи.

Воспитатель называет ребенку два предмета и просит его ответить, что может быть снаружи, а что – внутри. Например, подушка – дом, кастрюля – котлета, собачка – сердце, речка – рыба, какао – сахар. Потом поменяйтесь ролями, и малютка пусть назовет словарные пары.

Развитию логического мышления и быстроты реакции преследует данная игра. Как проводится игра? Детка должен быстренько понять, что говорит воспитатель и ответить таким же образом ему.

Итак, воспитатель говорит: «Я –река!».  Карапуз должен сказать «Я – рыбка». Педагог продолжает говорить: «Я – облако». Ребенок говорит в ответ: «Я – дождик».

Эта потеха подходит для личных занятий с деткой и для проведения в маленьком коллективе детей.

Классификация предметов по признакам, которая задана в условиях, является задачей данной игры. Воспитатель произносит три слова, а детка должен определить какое слово лишнее. Так, педагог произносит слова: корова, лошадь, рыбка.

Все они относятся к наименованиям живой природы, но первыми двумя словами называют животных, а третьим – нет. Отсюда следует, что слово рыбка – лишнее.

Можно привести и другие примеры: ель, береза, подснежник; шампунь, мыло, губка; какао, молоко,  сок.

Целью данной игры является развитие речи с умением согласования существительных и прилагательных, сведения о понятиях, которые объединяют собой те или иные существа или предметы.

Воспитатели заранее подготавливают загадки, на которые детки должны ответить. В нижеследующей таблице приведены примеры таких загадок.

Загадки Ответы
Насекомое с красивыми многокрасочными крылышками, которому нравится летать и питается нектаром. Бабочка
Длинный транспорт, состоящий из нескольких частей, который ездит по железнодорожным рельсам. Поезд
Лесное дикое животное, которое на луну воет. Волк
Хитрое дикое животное, с рыжей шерстью. Лиса
У этого фрукта желтая кожура. Лимон

Задачей данной игры  является обучить ребенка наделять различные предметы мыслями, поступками, действиями. Одним словом их оживлять. Например, педагог предлагает представить ситуацию дождливого осеннего дня. Нужно с карапузом пофантазировать и пытаться охарактеризовать какой это день:  грустный, пасмурный, скучный. Сочините характер дня, его настроение, а также поступки и мысли.

Задача данного игрища – развитие мышления и связной речи ребенка. С малышом вспомните знакомую сказку и обсудите сказочных персонажей и их характерные свойства. Пусть ребенок представит, что таких свойств у героев нет. В связи с этим, какие изменения произойдут со сказочными героями. Детки, таким образом, учатся видоизменять сказки с учетом измененных деталей.

С ребенком помечтайте, применяя способ «забавы» с размером. Итак, можно пофантазировать так:

  • Я бы желал быть маленьким, чтобы попасть к мышке в нору и узнать, как живет она.
  • Я бы желал быть большим, для того чтобы увидеть как виден сверху город.

В такие варианты играя, подталкивайте детей подумать, что может соответствовать значению плохо, а что значению хорошо.

Эта интересная игра развивает словарный запас у детей. Они фантазируют и начинают строить интересные предложения.  Ведущий игры называет 2 слова, которые не связаны с собой. К примеру, мама и яблоко. Другой участник составляет из этих слов предложение.

Например: «Мама  положила на стол яблоко». Тот же участник называет еще слово – шар. Следующий ребенок, используя 2 и 3 слово, составляет предложение: Например: «Яблоко было похоже на шар». Много вариантов сюжетного развития предполагает такая игра.

Проигравшим считается тот, кто не смог составить предложение.

Поиграйте с деткой в цирк. Ареной будет вырезанный круг. Туда выходят артисты, чтобы показывать представление: педагог берет геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Ребенок должен догадаться, кто он и что будет делать. Малыш берет на ощупь пригласительный билет артиста и пытается назвать его.

Игра разворачивается по любой схеме, с помощью которой он рассматривает предметы и видит его посредством органов чувств.

Каждый имеет в доме всякие коробки, пробки, сломанные игрушки, колесики от автомобиля. Не выбрасывайте их, поскольку такой материал послужит источником развития воображения крохи. Придумайте новую игрушку, взяв  детали от различного материала. Например, с помощью пластилина прикрепите мяч на колесики автомашины. Малыш пусть расскажет об игрушке и как с ней можно играть.

Я прощаюсь с вами, но ненадолго, поскольку еще предложу такие игры для другой возрастной категории.  Всего вам доброго!

Источник: https://metodbv.ru/igry-na-razvitie-myshleniya-u-detej-4-5-let/

Ссылка на основную публикацию