Конкурс игр о водосбережении.
Ф. И. О. участника: Кырма Ольга Григорьевна
- Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Явенгская школа» Пос. Пролетарский Вожегодского района Вологодской области
- Должность: учитель начальных классов
- Игра рассчитана на младшие классы в рамках урока «Окружающий мир», продолжительность игры 20-25 минут.
- Что мы знаем о воде?
- Обучающая игра- соревнование.
- Цели игры:
- Познакомить с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.
- Через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
- Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других получать информацию из различных источников.
- Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов.
Ход игры
Ребята, мы сегодня мы должны больше узнать о….., а о чем попробуйте догадаться.
…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Антуан де Сент-Экзюпери |
- — О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
- -Что вы знаете о воде?
- — Где мы ее встречаем?
- Учащихся рассказывают стихотворения о воде.
1. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, 3. Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! 4. Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить –
- Без воды нам не прожить.
- Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей)
1.Какой только воды не бывает на свете!Есть вода морская и речная.Озерная и ключевая,Мёртвая и живая,Газированная и минеральная,Питьевая и индустриальная,Колодезная и водопроводная,Дождевая и болотная, 2.Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
Область применения воды. Где человек использует воду?
Заполнение диаграммы
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДЫ
Почему не кончается вода на Земле?
Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан – атмосфера – земля – океан» под действием энергии Солнца.
3.В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда.То в снег превратиться, то в лед.Растает и снова в поход!По горным вершинам,Широким долинам,
4.Вдруг в небо взовьется,Дождем обернется.Вокруг оглянитесь:Вас окружает везде и всегда
- Это волшебница наша – Вода!
- Полезные сведения: «Знаете ли вы?»
- (Можно заполнить пропуски совместно с детьми).
-
По нормам на каждого жителя города приходиться ….(220 литров) воды в сутки.
-
Принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около …(100литров) воды.
-
Каждый раз, когда вы чистите, зубы вы расходуете около …(1литра) воды.
-
Наполняя ванну, лишь до половины вы расходуете около…(150 литров) воды.
-
Разовый смыв в туалете около…(8-10 литров)
-
Во время влажной уборки расходуется не менее… (10 литров)
-
Каждая стирка белья в стиральной машине требует около …(100 литров)
-
Через обычный водопроводный кран проходит …(15 литров) воды в минуту
-
Через незакрытый кран за сутки уходит…(1000 литров) воды.
-
Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до…(80 литров) воды.
Мы о многом уже вспомнили, но и много узнали нового. А теперь проведем занимательные соревнования , которые непосредственно связаны с водой.
1.Заводь “Загадочная” Отгадайте загадки.
Что за звёздочки сквозныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,Семицветный мост крутой!Тучка скрыла солнце свет –Рухнул мост, и щепок нет.
- (Радуга)
- Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
- Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
- Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно …
- (Лёд)
- Детки сели на карнизИ растут всё время вниз.
- (Сосульки)
Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе.Узкий кончик – в роднике,А широкий – в море.
- (Река)
- В тихую погодуНет нас нигде,А ветер подует –Бежим по воде.
- (Волны)
- День и ночь кричит, А голос не устаёт?
- (Водопад)
- Кругом вода, А с питьём беда.
- (Море)
- Бегу я, как по лесенке,По камушкам звеня,Издалека по песенке Узнаете меня.
- (Ручеёк)
- Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткалиИ пошли искать их днём,Ищем, ищем не найдём.
- (Роса)
Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадёт.И никуда я не иду,Покуда он идёт.
- (Дождь)
- В новой стене,В круглом окнеДнём стекло разбито,За ночь вставлено.
- (Прорубь)
Дождь прошёл, а я осталсяНа дорожке во дворе.Воробьи во мне купалисьНа потеху детворе.Но до завтрашнего дняСолнце высушит меня.
- (Лужа)
- Не вода и не суша – На лодке не уплывёшьИ ногами не пройдёшь.
- (Болото)
- Пушистая ватаПлывёт куда-тоЧем вата ниже,Тем дождик ближе.
- (Облака)
По небесам оравоюБредут мешки дырявые.И бывает – иногдаИз мешков течёт вода.Спрячемся получшеОт дырявой …
(тучи)
2. Ответь на «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
3 Скажи «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.)
2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)
3. Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться.)
4. Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Нет: туман и облака – это мельчайшие капельки воды.)
4.Назови пословицы и поговорки о воде – кто больше назовёт.
(возможные вариантов поговорок и пословиц прилагаются).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ
-
Наше счастье – дождь да ненастье.
-
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
-
Счастье – вешнее ведро.
-
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
-
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
-
Все беды пропали, что в воду упали.
-
Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
-
Не грози щуке морем, а нагому горем.
-
Река не море, тоска не горе.
-
Ходит как дождем прибитый.
-
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
-
Чужая слеза – вода.
-
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
-
В решете воду не носят.
-
В тихой воде омуты глубоки.
-
Вода сама путь сыщет.
-
Воду варить, вода и будет.
-
Где гроза там и ведро.
-
Где нет воды, тут и блоха не живет.
-
Где снег, там и след.
-
Иголкой колодец не роют.
-
Как роса упадет, так и след пропадет.
-
Кто тонет, за соломинку хватается.
-
Масло с водой не смешаешь.
-
Мокрый дождя не боится.
-
От жару и вода кипит.
-
От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
-
По которой воде плыть, ту воду и пить.
-
Родимое пятно в бане не отмоешь.
-
Тихая вода берега подмывает
-
У реки колодец не копают.
-
Утопающий пить не просит.
-
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
-
Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
-
Для муравья и капля – озеро.
-
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
-
Кто в кони пошел, то и воду вози.
-
Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
-
Не твоя чаша, не тебе и пить.
-
Все беды в воду – и пузыри вверх.
-
Бывает порою – течет и вода горою.
-
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
5. Назови и (покажи на картах) крупные реки России и Вологодской области (Возможные варианты ответов)
Область обладает богатейшим водным фондом, который представлен 1287 реками, 4240 озерами площадью 294 тыс. км2, 5 водохранилищами, Волго-Балтийским каналом и Северо-Двинской шлюзовой системой.
- К группе крупных рек области следует отнести реки:
- Сухона — 560 км,
- Малая Северная Двина — 72 км,
- Вологда — 133 км,
- Юг — 491 км,
- Молога — 450 км,
- Шексна — 189 км,
- Кубена — 365 км,
- Вожега — 138 км.
В области насчитывается 18 тыс. ручьев.
- На территории региона имеются крупные озера и водохранилища:
- Онежское, площадью — 9880 км2,
- Белое — 1290 км2,
- Кубенское — 470 км2,
- Воже — 416 км2,
- Рыбинское вдхр. – 4500 км2,
Шекснинское вдхр. — 380 км2.
Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
6. Викторина «Все что связано с водой».
-
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
-
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
-
Чем знаменито озеро Байкал?
-
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
-
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
-
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
-
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
-
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
-
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
-
Какая рыба крякает? (Морской карась).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
-
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
-
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
-
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
-
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
-
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
-
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
-
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
-
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
-
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
-
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
-
Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
-
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
-
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
-
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
-
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
-
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
-
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
-
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
-
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
-
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
7. Подведение итогов мероприятия. Подсчет балов за конкурсные вопросы.
8. Домашнее задание.
Детям предлагается нарисовать «экознаки» для охраны воды. Сделать рисунки или коллажи о понравившейся теме мероприятия и сочинить сказку о «ВОДЕ».
Сказка про Капельку
Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Кап-Кап. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.
На туче Кап -Кап и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.
Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Кап -Кап.
Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Кап -Кап. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.
А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Кап -Кап не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Кап -Кап снова оказалась на небе.
Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/razvivaiushchaia_ighra_chto_my_znaiem_o_vodie
Год экологии 2017
Внимание, конкурс!
Центральная городская библиотека им. В. И. Ленина приглашает к участию в городском конкурсе стихотворных произведений «Эко-стих» (возраст участников — от 14 до 35 лет).
Примерные темы конкурса: «Красота природы», «Бережное отношение к природе», «Проблемы экологии», «Важность заботы об окружающем мире».
Призовые конкурсные номинации: «Лучший певец русской природы», «Лучший эко-стих», «С заботой о природе».
На конкурс принимаются только стихотворения собственного сочинения, свои работы вы можете приносить с 01 июня по 01 сентября 2017 года
в Центральную городскую библиотеку им. В.И. Ленина
по адресу: ул. Советская, д.16
или присылать в электронном виде по адресу:
gorbiblnn@yandex.ru с пометкой «конкурс Эко-стих».
Положение о конкурсе.
В 2017 году в Нижнем Новгороде проводится городская экологическая акция «Заповедная зона». Акция направлена на экологическое просвещение нижегородцев и развитие гражданских инициатив в области сохранения памятников природы на территории Нижегородской области. Акция проводится по инициативе департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода.
План Акции в библиотеках Московского района.
Чистую воду людям и рекам! Информационный буклет
Озеро Светлояр. Информационный буклет
Керженский заповедник. Информационный буклет
Природный заказник «Ичалковский». Информационный буклет
Пустынский охотничий заказник. Информационный буклет
Природный парк «Воскресенское Поветлужье». Информационный буклет
Кроссворд «Экология окружающей среды». «Вода, вода – кругом вода!» Экологическая викторина.
«Цветы». Экологическая викторина.
Викторины по экологии. Вопросы объединены по темам: 1. Зеленый друг. 2. Лесная аптека. 3. Остроглаз. 4. Маленькие тайны природы. 5. Охрана природы. 6. Бюро погоды.
Конкурс «Пентонимы». Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает один жетончик. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая наберёт больше всех жетончиков. Автор Кудинова Лариса Валерьевна, учитель начальных классов.
14 декабря 2017 года в ЦРБ им. А.С. Пушкина прошел День информации, посвященный экологии Нижегородской области. Заведующая информационно-библиографическим отделом Е.Н. Угланова и главные библиографы М.Ф. Васильевых и Н.Е. Забаева знакомили читателей и гостей библиотеки с современной экологической обстановкой в Нижегородской области, заповедными местами, охраняемыми зонами и мероприятиями проводимыми для улучшения экологического состояния нашего края. Подробнее…. ОПЫТ РАБОТЫ В ГОД ЭКОЛОГИИ в библиотеке им. А.И. Герцена. 2017 год объявлен в России Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий. Работу библиотеки им. А.И. Герцена по экологическому просвещению населения можно считать разнообразной, с новыми интересными формами, нестандартными подходами для того, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии. Основные группы, с которыми библиотека ведет работу по экологическому просвещению – это школьники, студенты, учителя. Не оставлены без внимания и другие группы населения, например, работающие люди или пенсионеры.
Подробнее… 28 июня 2017 года в библиотеке им. Н.К. Крупской прошел День информации по экологии Нижегородского края «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу!» для массового читателя. Для читателей абонемента и читального зала в течение дня проводились: презентация книжной выставки «Сберечь и приумножить», на которой представлена литература о природе Нижегородской области, просмотр роликов «Природа Нижегородской области» и «Культура общения с отходами», викторина «В царстве флоры и фауны», виртуальное путешествие в удивительный мир природы Нижегородского края — эколого-краеведческй час «Наша область, природа и мы». Подробнее… Лето – время отдыха. А какой отдых самый лучший? Конечно, на природе. Совершить увлекательное путешествие в мир природы ребятам из лагеря, который работает на базе школы № 139, помогла познавательная игра «Экологический калейдоскоп», проведенная библиотекой им.Н.К. Крупской 2 июня 2017 года. Дети отгадывали загадки о природе; играли в игру «Да – нет!»; с помощью мимики и пантомимы изображали животных; угадывали, кто из зверей оставил следы на лесной тропинке; выслушивали жалобы животных; решали задачи экологической математики; отвечали на вопросы познавательной викторины и самостоятельно формулировали и обосновывали правила поведения на природе. Подробнее…. В рамках Общероссийской акции «Библионочь — 2017» 22 апреля 2017 года в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина прошел «Вечер в эко-стиле». Обширная программа включала мероприятия для людей разных возрастных категорий. Для молодежи была организована квест-игра «Путешествие эко-агентов». Подробнее…. 20 января 2017. 08.00. Экологическая игра – викторина «Какие птичьи голоса звенят в зимнем лесу?»
Мероприятие на базе средней школы № 70. В программе: игра-викторина, посвященная Году экологии, рассказ о птицах, которые остались зимовать в наших лесах. Цель мероприятия — воспитание в детях любви и бережного отношения к миру природы на примере книг писателей Г.А. Скребицкого, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, И.С. Соколова-Микитова. Центральная районная детская библиотека им. В.Г. Белинского
В январе 2017 года в детской библиотеке им. В. И. Даля был дан старт Году экологии. В вестибюле библиотеки разместилась фото-иллюстративная выставка «Сокровища Керженского заповедника». Здесь представлена информация о расположении, природных условиях, растительном и животном мире заповедника на реке Керженец. На младшем абонементе библиотеки организованы две книжные выставки, призванные привлечь внимание детей к окружающему миру. Подробнее…
Источник: http://www.pushkinnnov.narod.ru/ecology/god_ecology.html
Классный час на тему «Вода – источник жизни» для 2 класса
- Конкурс «Методическая копилка педагога — 2016»
- Номинация «Методическая копилка педагога начальной школы»
- Конспект–презентация классного часа «Вода – источник жизни» для учащихся 2 класса.
- Цель: расширить представления учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы.
- Задачи:
1.
Учить детей наблюдать за окружающим миром, понимать его законы и проблемы.
2. Закрепить знания учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды.
3. Развивать познавательные интересы учащихся; речь, воображение, мышление.
4. Прививать детям навыки личной гигиены и безопасного поведения на воде.
5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, показывать необходимость природоохранных мероприятий.
Ход занятия
1. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.
Учитель:
а) Послушайте стихотворение:
|
|
– Что относится к природе? Как вы это поняли?
– Что такое «живая» и «неживая» природа? Приведите примеры.
б) Отгадайте, о чём сегодня мы будем говорить (слайд 1).
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу. (Вода).
2. Какая бывает вода. (Кроссворд) (слайд 3).
– Мы уже знаем о свойствах и состояниях воды. Отгадав загадки, вы узнаете о природных явлениях, связанных с водой.
Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки… |
С неба облако спустилось И у речки поселилось. Как причудливо, красиво Бело–сказочное диво. Этот утренний обман Называется… |
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! |
|
|
|
Пляшет Туча. Грянул Гром. Туча сыплет серебром. По полям и нивам – Лейкой торопливой. |
– Какое ключевое слово появилось в кроссворде? (Снежинка).
- – Попробуйте составить самостоятельно загадку об этом природном явлении.
- – Итак, повторите, в каком состоянии бывает вода в природе?
- – Какие явления природы связаны с водой?
- 4. Память воды (слайды 4 – 8)
- 5. Уникальные свойства воды
- – Как вы думаете, какие свойства есть у воды?
(Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном).
6. Соотношение поверхностей суши и воды на Земле
Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше – всего около 3% от общего объема воды на земле. При этом около 2% пресной воды в мире находится в прудах, ручьях, реках и озерах. Остальные запасы cосредоточены в подземных источниках, ледниках и снежных покровах.
7. Вода – наш друг и враг
а) Значение воды (Стихотворение И. Воробьёвой «Это я», см. приложение № 2, используется по усмотрению учителя. На слайдах дети рассматривают варианты использования воды в жизни человека, в работе промышленных предприятий) (слайды 12 – 16).
(После просмотра дети приводят примеры использования воды человеком)
Мировой океан – это что–то вроде гигантского котла центрального парового отопления Земли! Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…
Есть у Мирового океана и другая задача – он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода также кормит человечество. Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода солёная, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.
Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога.
Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без неё е замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.
б) «Где вода, там и беда» (слайд 17).
– Посмотрите на фотографии. О чём они рассказывают. Согласны ли вы с заголовком слайда?
– Вода может быть человеку и другом, и врагом (наводнения, цунами). Необходимо быть осторожным на воде. (Правила поведения на водоёмах в разное время года. Высказывания детей).
8. Экологическая страница. Берегите воду! (слайды 18 – 24).
а) «…И, конечно, тревожно,Что порой мы безбожноНе храним, что имеем,Не щадим, не жалеем.Ни за что не в ответе,Словно самую малость | Нам на этой планетеЖить и править осталось.Не хозяева вроде,Так добро своё губим.А гордимся природойИ Отечество любим». (А. Яшин) |
– Посмотрите на фотографии и скажите, в чём опасность этих действий человека для водоёмов. Подумайте, как можно исправить нанесённый ущерб.
– Что можете сделать вы для сохранения водных запасов Земли?
б) – Человек широко использует воду для своих нужд. Очень часто люди наносят непоправимый вред природе, загрязняя воду промышленными отходами. Это приводит к экологическим катастрофам. Необходимо помнить: вода – источник жизни на Земле. Берегите воду!
(Выставка рисунков детей на тему «Берегите воду!»).
в) Творческое задание: послушайте сказку. Возможно, она покажется вам знакомой.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.
– Подумайте, что бы сказала тогда рыбка?
9. Подведение итогов. Игра «Топаем–хлопаем».
а) А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
- На Земле 4 океана.
- Для питья годится и пресная, и солёная вода.
- При помощи воды добывается электрический ток.
- Самое солёное море – Мёртвое.
- На Земле 300 морей.
- Байкал – самое глубокое озеро в мире.
- Синего моря не существует.
- Без воды нет жизни.
- Аральское и Каспийское море на самом деле – озёра.
В Чёрном море вода чёрная, в Красном – красная, в Жёлтом – жёлтая.
б) Молодцы! (слайд 25).
Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли.Чтоб варились кисели,Чтобы не было беды –Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
10. Отдохнём и поиграем. Что бы это значило? (Слайд 26).
– Объясните, что обозначают эти устойчивые выражения.
- «С лица воду не пить» (важна не внешность человека, а характер и поступки);
- «Толочь воду в ступе»,
- «Носить воду решетом» (заниматься бесполезным трудом);
- «Льёт как из ведра» (проливной дождь, ливень);
- «Что с гуся вода» (всё сходит с рук, прощается человеку);
- «Вода и камень точит» (упорство и настойчивость помогают добиться своей цели).
Продолжите фразу: «Сегодня я понял…» (слайд 27).
Конспект-презентация классного часа «Вода – источник жизни»
Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл
Мурдасова Елена Вадимовна учитель начальных классов МАОУ МСОШ № 16, г. Миасс Челябинской области.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/19135.html
Классный час (3 класс) по теме: Викторина о воде. | Социальная сеть работников образования
- Негосударственное общеобразовательное учреждение
- Лицей №35 ОАО «Российские железные дороги».
- Викторина о воде
- Выполнила: Надежда Павловна Туманова,
- учитель начальных классов
- Лицея № 35 ОАО «РЖД».
- Водоёмы:
- Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит.(река)
- Посреди поля лежит зеркало:
- Стекло голубое, рама зелёная. (озеро, пруд)
- В каком водоёме растут ягоды? (в болоте)
- Что за лента, не лежит.
- А журчит, да бежит? (ручей)
- Кругом вода, а с питьём беда! (море)
- В глуши лесной, в глуши зелёной,
- Всегда тенистой и сырой,
- В крутом овраге под горой
- Бьёт из камней фонтан студёный. (родник)
- Явления природы:
- Много этого добра
- Возле нашего двора,
- А рукою не возьмёшь
- И домой не принесёшь? (туман)
- Шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь)
- Не драгоценный камень, а переливается (капля росы)
- Что на крыше дома возвещает о начале весны? (сосулька)
- Мягкий он, а не подушка,
- Белый он , а не пушок,
- Он холодный, как лягушка,
- А согреешь — ручеёк. (снег)
- Покружилась звёздочка
- В воздухе немножко,
- Села и растаяла
- На моей ладошке. (снежинка)
- Не снег, не лёд,
- А серебром деревья уберёт. (иней)
- Ледяной горох
- Поскакал на порог,
- если землю покрыл,
- Урожай погубил. (град)
- Без досок, без топоров
- Через речку мост готов. (лёд)
- Водные жители:
- У кого глаза на рогах, а дом на спине (улитка)
- Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит? (бобры)
- Эта рыба является главным героем фильмов-ужастиков. (акула)
- Эти животные живут в Африке и любят подолгу нежиться в воде (бегемот).
Какая птичка ныряет на дно водоёма и может бегать по дну? (оляпка).
- Какого морского жителя называют морским зайцем? (тюленя)
- Что такое ламинария? (морская капуста, водоросль)
- Бывают ли в воде катушки? (да, это название улитки)
Самая крупная речная рыба? (сом).
- Рекордсмен по прыжкам среди рыб (сёмга, пролетает3-4 метра)
- О реках и морях:
- Как можно ещё назвать родник? (Ключ, источник)
- Может ли у реки быть два устья? (может, Варзуга на Кольском полуострове)
- Бывают ли у реки рукава? (Да, это место, где река раздваивается)
- Где чаще всего бывает туман? (над рекой, в низине, где много воды)
- Какое дерево любит расти у воды? (ива)
Назовите длину Волги. (3530 км.)
Как называется самое соленое озеро? (Мёртвое море)
Почему Каспийское море называют озером? ( До некоторых пор оно не имело выхода в океан. Благодаря каналам, сейчас связано с океаном.)
- Какого цвета моря нет в данных названиях: Чёрное, Красное, Фиолетовое, Белое, Жёлтое).
- Как называется озеро, в котором видели чудовище-динозавра?
- ( озеро Лох Несс, в Шотландии).
- Вода в сказках:
- Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
- Кто спасался в полынье от лисы? ( Серая шейка)
- Где нашёл свой ключик Буратино? (в пруду)
О какой рыбе написал сказку П.Ершов? (Мудрый пескарь).
- Куда тянула воз Щука? (в воду)
- В какой сказке речка была молочной? ( Гуси-лебеди)
- Где нашли сестрицу Алёнушку? (в реке)
- В картинах художников:
Какой заросший водоём изобразил на картине художник И.Левитан? (заросший пруд).
Как называется картина художника Васнецова, на которой изображена девочка на на мне у воды? ( Алёнушка)
Какой художник написал картину «Золотая осень», на которой изображена река? (И.Левитан)
Как называют художников, изображающих море? (маринисты)
Как называется картина Айвазовского, на которой изображена огромная волна? ( Девятый вал)
Какой художник иллюстрировал сказки: « О царе — Салтане…,»
« О рыбаке и рыбке»? (И.Я. Билибин)
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/05/10/viktorina-o-vode