Игра викторина «басни эзопа и лафонтена», 5-7 класс

Урок – викторина по басням И. А. Крылова.

Учитель — Вишневская Елена Павловна

Предмет – литература. Класс — 6 «Б».

Цель урока: обобщить знания о творчестве И. А. Крылова.

Задачи урока:

  1. Дать определение жанра «басни».

  2. Познакомить с историей жанра и особенностью басен И. А. Крылова.

  3. Доказать, что басни И. А. Крылова современны и актуальны.

  1. Воспитание навыка самостоятельной работы над басней.

  2. Воспитание интереса к изучению русской литературы.

  1. Вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству И. А. Крылова и культуре вообще.

  2. Развивать умение работать в команде для достижения общего результата.

  3. Развивать коммуникативные умения и аналитическое мышление.

  • Ход урока
  • Кто не слыхал его живого слова?
  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
  • Бессмертные творения Крылова
  • Мы с каждым годом любим всё сильней.
  • Со школьной парты с ними мы сживались,
  • В те дни букварь постигшие едва.
  • И в памяти навеки оставались
  • Крылатые крыловские слова.
  • (М. Исаковский)

1. Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

— Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много басен И. А. Крылова. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся автор? Современны ли басни Крылова?

Сегодня мы проводим викторину по басням И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора более двухсот басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.

2. Конкурсная программа.

  1. 1 конкурс.
  2. — Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.
  3. 2 конкурс.
  4. — Разминка.
  1. Что такое басня?

  2. Кто известен как первый баснописец, когда он жил?

  3. В каком веке жил Лафонтен?

  4. В каком городе И. А. Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге)

  5. Почему крыловские слова названы крылатыми?

  • 3 конкурс.
  • Конкурс знатоков.
  • — Из каких басен взяты эти строки?
  • А воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»).
  • Голубушка, как хороша («Ворона и Лисица»).
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягнёнок»).
  • Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона (« Слон и Моська»).
  • А Васька слушает да ест («Кот и Повар»).
  • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»).
  • Слона – то я и не приметил («Любопытный»).
  • Да наши предки Рим спасли («Гуси»).
  • Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой («Стрекоза и Муравей»).

— Герои басен олицетворяют собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк, Мартышка, Ягнёнок, Свинья?

— Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова.

  • «Слона- то я и не приметил»
  • «А воз и ныне там»
  • «На задних лапках я хожу»
  • «Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку»
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»
  1. — В каких ситуациях можно употребить выражение «демьянова уха»?
  2. — Почему не получилось музыки у зверей в басне «Квартет»?
  3. 4 конкурс.
  4. Инсценирование басни.

— Дома вы подготовили инсценировку любимых басен. Сейчас мы с удовольствием их посмотрим, а жюри оценит ваши старания.

5 конкурс.

Из какой басни эта мораль?

  • У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягнёнок»).
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»).
  • Случается нередко нам
  • И труд, и мудрость видеть там,
  • Где стоит только догадаться,
  • За дело просто взяться («Ларчик»).
  • Избави Бог и нас от этаких судей (« Осёл и Соловей»).
  • Худые песни Соловью в когтях у Кошки («Кошка и Соловей»)
  • Когда в товарищах согласья нет,
  1. На лад их дело не пойдёт,
  2. И выйдет из него не дело, только мука («Лебедь Щука и Рак»).
  3. 6 конкурс.

Кроссворд по басням И. А. Крылова.

— А сейчас все команды получили кроссворды, которые надо разгадать.

По горизонтали: 5. Басня, написанная И.Крыловым в 1830 году о самом себе. 6. Персонаж оперы-былины “Илья Богатырь, печенежский князь”. 7. Одна из басен И.Крылова, посвящённая вопросам воспитания. 9. Одноактная комедия И.Крылова. 11.

Одна из басен, написанная баснописцем в 1808 году и подписанная буквой “К”. 14. Басня И.Крылова, в основу которой положена русская пословица “На волка слава, а овец крадёт Савва”. 15. Один из главных персонажей сатирической “шуто-комедии” “Триумф”. 16.

Один из основателей книгоиздательской компании “Типография г. Крылова с товарыщи”. 18. Город, в котором родился Иван Крылов. 23. Персонаж комической оперы в стихах “Кофейница”. 25. Имя матери И.Крылова. 26. Настольная игра, в которую любил играть И.Крылов. 27.

Басня, в которой высмеивается невежество как отдельных людей, так и общества времён И.Крылова. 28. Фракийский царь, персонаж трагедии “Филомела”.

По вертикали: 1. Служанка, жившая в доме И.Крылова. 2. Имение князя Голицына, в котором жил И.Крылов в годы скитаний. 3. Один из персонажей комедии “Модная лавка”. 4. “Не полагайся на авось успею” (басня). 8. Животное, над которым совершался произвол в басне “Крестьянин и овца”. 10. Персонаж басни “Квартет”. 12. Староста … “над водяным народом” в басне “Рыбья пляска”. 13.

Шут из оперы “Илья Богатырь”. 17. Падчерица курской помещицы Сумбуровой из комедии “Модная лавка”. 19. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” (персонаж басни). 20. Слуга помещицы Сумбуровой. 21. Выборная должность волка в басне “Мирская сходка”. 22. Адмирал, любимец императора, высокомерие и самонадеянность которого с сарказмом высмеял И.Крылов в басне “Щука и кот”. 24. Басня И.

Крылова

Игра викторина «Басни Эзопа и Лафонтена», 5-7 класс

Ответы на кроссворд “И.А. Крылов”

По горизонтали: 5. “Белка”. 6. Узбек. 7. “Бочка”. 9. “Пирог”. 11. “Колос”. 14. “Пастух”. 15. Вакула. 16. Клушин. 18. Москва. 23. Анюта. 25. Мария. 26. Шашки. 27. “Голик”. 28. Терей.

По вертикали: 1. Феничка. 2. Казацкое. 3. Сумбуров. 4. “Мельник”. 8. Овца. 10. Осёл. 12. Мужик. 13. Тароп. 17. Лиза. 19. Волк. 20. Антропка. 21. Староста. 22. Чичагов. 24. “Василёк”.

7 конкурс.

Доскажи словечки.

  • Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).
  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник).
  • А вы друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).
  • Кукушка хвалит петуха … (За то, что хвалит он кукушку).
  • Наделала Синица славы… (А море не зажгла).
  • Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться).
  • Чем кумушек считать трудиться… («всегда отыщет уголок»).
  • У сильного всегда… (Бессильный виноват).
  • А жаль, что не знаком… (Ты с нашим петухом).
  • 8 конкурс.
  • Найди пару.
  • Помогите героям басен найти пару.
  • Свинья (Дуб)
  • Моська (Слон)
  • Повар (Кот)
  • Ворона (Лисица)
  • Ягнёнок (Волк)
  • Кукушка (Петух)
  • Муравей (Стрекоза)
  • Фока (Демьян)

Заключительное слово учителя

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена, или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов – баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

Подведение итогов

Призы победителям сегодня у нас необычные. Вещь, напоминающая о герое басни. Кисть винограда, кусочек сыру, жёлудь, зеркальце, игрушечные очки.

Спасибо за игру. Я, надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-viktorina-po-basniam-i-a-krylova.html

Интеллектуальная викторина по творчеству И.А.Крылова (5 класс)

«СВОЯ ИГРА»Интеллектуальная викторина

по творчеству И.А.Крылова/

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, расширить кругозор учащихся;
  • развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли, интерес к литературе как предмету;
  • воспитывать думающего читателя.

ХОД ИГРЫ:

Прошло более полутора веков с тех пор, как басни И. А.Крылова впервые прочитали. На уроках литературы мы с вами изучали творения этого замечательного баснописца. И сегодня проведём итоговую игру по правилам телепередачи «Своя игра».

  1. Знакомство с целями игры, а также с правилами игры.

  2. Чтение стихов о баснописце.

Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта — наша боль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят,Её давно мы затвердили,Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский.

  1. Отправляемся в путь. Знакомьтесь с категориями игры.

Игра викторина «Басни Эзопа и Лафонтена», 5-7 класс

  • Из истории басни10 баллов
  • Что такое басня?
  • ОТВЕТ

БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

  1. Из истории басни20 баллов
  2. Кто является основоположником жанра?
  3. ОТВЕТ
  4. Основоположником жанра является легендарный ЭЗОП.
  5. Из истории басни30 баллов
  6. В XVIIIвеке французский писатель возвеличил древний жанр.
  7. Назовите имя этого француза.
  8. ОТВЕТ
  9. Жан де Лафонтен
  10. Из истории басни40 баллов
  11. Что значит выражение
  12. «Эзопов язык»?
  13. ОТВЕТ
Читайте также:  Классный час для учащихся 1-2 классов по правилам дорожного движения

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам.

  • Из истории басни50 баллов
  • Почему Эзоп начал сочинять басни?
  • ОТВЕТ
  • Эзоп – раб,
  • и ему нельзя было говорить всё, что он думает, в лицо, «прямо».

Биография И.А.Крылова10 баллов

  1. Назовите годы жизни великого баснописца
  2. ОТВЕТ
  3. 2 февраля 1769 – 9 сентября 1844

Биография И.А.Крылова20 баллов

Как ласково называли И.А.Крылова?

ОТВЕТ

И.А.Крылова называли дедушкой.

Биография И.А.Крылова30 баллов

  • Кто привил маленькому Крылову любовь к чтению?
  • ОТВЕТ
  • Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Биография И.А.Крылова40 баллов

В 1838 году И.А.Крылов был устроен юбилей, где юбиляру вручили звезду ордена Святого Станислава. Какая подробность, связанная с этим событием, интересна?

ОТВЕТ

На этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»

и т.д.)

Биография И.А.Крылова50 баллов

  1. Когда, где и на какие средства был открыт первый памятник баснописцу?
  2. Кто его автор?
  3. ОТВЕТ

12 мая 1855 года открыт сооруженный на народные деньги памятник И.А.Крылову.

  • Откуда эти строки? 10 баллов
  • «Уж сколько раз твердили миру,
  • Что лесть гнусна, вредна, но только всё не в прок,
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»
  • ОТВЕТ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
  • Откуда эти строки? 20 баллов
  • «Не оставь меня, кум милый,
  • Дай ты мне собраться с силой
  • И до вешних только дней
  • Накорми и обогрей».
  • ОТВЕТ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»
  • Откуда эти строки? 30 баллов
  • «А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ».
  • ОТВЕТ «КОТ И ПОВАР»
  • Откуда эти строки?40 баллов
  • «НЕВЕЖДЫ СУДЯТ ТОЧНО ТАК:
  • В ЧЁМ ТОЛКУ НЕ ПОЙМУТ, ТО ВСЁ У НИХ ПУСТЯК».
  • ОТВЕТ «ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО»
  • Откуда эти строки? 50 баллов
  • ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ГРОМОК НА ДЕЛАХ,И ДУМАЕТ СВОЮ ОН ДУМУ БЕЗ ШУМУ.
  • ОТВЕТ
  • «ДВЕ БОЧКИ»
  • Закончи крылатое выражение10 баллов

А вы, друзья, как не садитесь …

  1. ОТВЕТ
  2. Всё в музыканты не годитесь.
  3. «Квартет»
  4. Закончи крылатое выражение20 баллов
  5. Кукушка хвалит Петуха …
  6. ОТВЕТ
  7. За то, что хвалит он Кукушку.
  8. Закончи крылатое выражение30 баллов
  9. Чем кумушек считать трудиться…
  10. ОТВЕТ
  11. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. «Зеркало и обезьяна»
  12. Закончи крылатое выражение40 баллов
  13. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…
  14. ОТВЕТ
  15. А сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
  16. Закончи крылатое выражение50 баллов
  17. Ты виноват уж тем…
  18. ОТВЕТ
  19. Что хочется мне кушать.
  20. Кто сказал о Крылове…10 баллов
  21. Кто не слыхал его живого слова?
  22. Кто в жизни с ним не встретился своей?
  23. Бессмертные творения Крылова
  24. Мы с каждым годом любим всё сильней.
  25. ОТВЕТ
  26. М. Исаковский
  27. Кто сказал о Крылове…20 баллов
  28. «Его басни – книга мудрости самого народа»
  29. ОТВЕТ

Н.В.Гоголь

  • Кто сказал о Крылове…30 баллов
  • «Крылов честь, слава и гордость нашей литературы.»
  • ОТВЕТ

В.Г.Белинский

Кто сказал о Крылове…40 баллов

«Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им. Доколе будет процветать наш народный языки драгоценно будет русскому народу русское слово».

  1. ОТВЕТ
  2. П. Вяземский
  3. Кто сказал о Крылове…50 баллов
  4. Оглядываясь … на прошедшее, продолжайте извлекать из него те поэтические уроки мудрости, которыми так давно и так пленительно поучаете вы современников, уроки, которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают.
  5. ОТВЕТ

В.А.Жуковский

  • ФИНАЛ
  • СМЫСЛ «КРЫЛАТОГО» ВЫРАЖЕНИЯ
  • СЛОНА – ТО Я И НЕ ПРИМЕТИЛ…
  • А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…

БИОГРАФИЯ И.А.КРЫЛОВА

Как называется имение князя Голицына, в котором жил И.А.Крылов?

  1. БАСНИ И ПОГОВОРКИ
  2. Назовите поговорку, вышедшую из басни «Синица».
  3. УЗНАЙ БАСНЮ (по ключевым словам)
  4. Волк, кость, коварный, Журавль, вытащил.
  5. ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ,

В заключении послушайте ещё одно стихотворение о творчестве И.А.Крылова.

Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.Все знал и видел ум певца пытливый,Всего сильней желая одного,Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

  • Народ его и родина его.
  • Интернет – ресурсы и литература:

http://kryub.in.ua/wpcontent/uploads/2010/07/zhan_de_lafonten.jpg Ж.Д.Лафонтен

http://art.utd.13.free.fr/images/ve_eso1.jpg Эзоп

http://kozeburg.narod.ru/krylov.jpg И.А.Крылов

http://eiskschool.overta.ru/upload/Image/Krilov_2.jpg памятник И.А.Крылову

http://ds2483.msk.ru/vospitateli/pic-vosp/vorona.jpg «Ворона и Лисица»

http://lyceum12.karelia.ru/assets/images/kulinarotdel/list5_b.jpg «Кот и Повар»

http://school.covcheg.org/uploads/posts/2008-02/1203184272_3b_krylov_kvartet.gif «Квартет»

http://i053.radikal.ru/1008/e5/a1559e2719ff.jpg «Зеркало и обезьяна»

http://www.gutenberg.org/files/19994/19994-h/images/i036_th.jpg «Волк и ягнёнок»

http://www.bookin.org.ru/book/312164.jpg «Кукушка и петух»

http://im2-tub.yandex.net/i?id=71858981-00 М.Исаковский

http://www.molgvardia.ru/files/gogol-0104.jpg Н.В.Гоголь

http://gorod.tomsk.ru/uploads/41829/1257932367/10.jpg В.А.Жуковский

О.Г.Черных «Игровые уроки по литературе. 5 класс»- М.: ВАКО, 2008 год.

В.В.Духно «Литература 5-7 классы». – Волгоград: Учитель, 2009 год.

С.А.Джанумов. Русские писатель. XIX век.- М.: Просвещение,2007 год.

В.Я.Коровина. Литература 5 класс- М.: Просвещение, 2008 год.

Источник: https://infourok.ru/intellektualnaya_viktorina_po_tvorchestvu_i.a.krylova_5_klass-167429.htm

Игра викторина «Басни Эзопа и Лафонтена», 5-7 класс

Путники и медведь

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица.

Один тотчас забрался на дерево и там спрятался, а другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мёртвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов звери не трогают. Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица на ухо шептала? А в ответ: «Шептала: впредь бери в дорогу таких приятелей, которые тебя в беде не бросят!».

Эзоп

1-й тур

Какова мораль этой басни? (В выборе друзей нужно быть внимательным и осторожным.)

Какой пословицей можно определить мораль этой басни?

(Старый друг лучше новых двух.)

Чему учит эта басня? (Ценить друзей. Береги друзей тех, кто к тебе приходит на помощь.)

Какой приём использует Эзоп в этой басне?

Были ли друзьями эти два товарища? (Нет.)

Чем отличаются басни Эзопа от басен Крылова? (Формой.)

Почему Эзоп начал сочинять басни? (Эзоп — раб и ему нельзя было говорить всё, что он думает в лицо, «прямо».)

Что значит выражение «эзопов язык»?

(Эзопов язык — язык иносказания.)

Замечательный французский баснописец Лафонтен был одним из самых известных поэтов своего времени. Он писал различные произведения — оды, поэмы, элегии, стихотворные сказки. Его перу принадлежит также и прозаическое сочинение — повесть «Любовь Психеи и Купидона». Но мировую известность Лафонтену принесли его знаменитые басни.

Лафонтен происходил из семьи провинциальных чиновников. Хотя он не получил основательного систематического образования, но много и увлеченно читал.

  • Некоторое время Лафонтен служил в провинции, но вскоре переехал в Париж и посвятил себя светской жизни и литературе.
  • • Прочитайте басню Лафонтена «Лисица и виноград» и укажите сходства с баснями Крылова и Эзопа с одноимённым названием.
  • Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец
  • (Разное говорят),
  • Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
  • Виноград, такой зримо зрелый,
  • В румяной кожице!
  • Наш любезник был бы рад им полакомиться,
  • Да не мог до него дотянуться
  • И сказал: «Он зелен —
  • Пусть им кормится всякий сброд!»
  • Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
  • • Какова мораль этой басни?

• Какова тема этой басни? (Басня о том, что всякий ленивый человек не будет трудиться, чтобы что-либо сделать.)

• Какие людские пороки высмеивает автор? (Лень.)

2-й тур «Допиши мораль»

«Волк увидел огромную собаку в ошейнике, на цепи и спросил: «Кто это тебя так приковал и так откормил?» Ответила собака: «Хозяин!» — «Нет, — сказал волк, — не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем рабский ошейник»

«Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детёныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Волы тянули телегу, а несмазанная ось скрипела. Обернулись они и сказали ей: «Эх, ты! Мы везём, а ты стонешь?» 

Источник: https://kladraz.ru/viktoriny/igra-viktorina-basni-yezopa-i-lafontena-5-7-klas.html

Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни"

Цель урока:

  1. Прививать навыки выразительного чтения басни.
  2. Проследить вариативность одой басни.
  3. Познакомить с текстом притчи.
  4. Развить представление об особенностях жанра басни и притчи.

Оборудование урока:

  • распечатка притчи «О лисице и о грозди»;
  • распечатки басен Эзопа, Лафонтена и И.Крылова;
  • рисунки учеников;
  • дополнительный материал для викторины.
Читайте также:  Классный час во 2 классе на тему: здоровый образ жизни

Методические приемы:

  • выразительное чтение;
  • анализ текста притчи и басни Крылова «Лисица и виноград»;
  • беседа по вопросам.

Опережающее задание:

  • постановка басни «Лисица и виноград»;
  • изучение творческой биографии И.А. Крылова;
  • подготовка для выразительного чтения наизусть одной из басен Крылова.

Ход урока

Приложение

Слово учителя: Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» ( того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» — первоначально «сказка, рассказ».

Сегодня на уроке мы продолжим изучение басен Крылова, но вначале мы обратимся к текстам баснописцев, которые жили задолго до Ивана Андреевича.

Сейчас учащиеся нашего класса прочитают басни Эзопа и Лафонтена, которые похожи по содержанию с басней Крылова «Лисица и виноград».

Чтение наизусть басни Эзопа «Лисица и виноградная лоза». Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры.

  • Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
  • Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
  • Чтение наизусть басни Жана де Лафонтена, французского баснописца XVII века.

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец, (разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не смог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?»

Инсценировка и чтение наизусть басни Крылова «Лисица и виноград».

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду гроздья рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь». (1808 г.)

Чтение текста притчи «О лисице и о винограде» самостоятельно (см. Приложение).

I. Беседа

  • Что общего в этих произведениях и в чем различие между ними?

Общая тема: голод толкает лису или лиса желаетсъесть виноград, но он высоко висит, достать его невозможно.

Общий герой – лис или лисица.

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Текст церковнославянской притчи тоже содержит мораль.

  • Найдите мораль в этих текстах и подчеркните ее.

В тексте притчи – простое, естественное желание насытиться (поесть), в басне – нарушение запрета, воровство.

В басне Лафонтена желание лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду.

Виноград описан заманчивым, притягательным для лисы. (Найдите описание винограда в текстах).

II. Рассмотрим подробнее тексты притчи «О лисице и о винограде» и басню Крылова «Лисица и виноград»

Беседа:

  • Что напоминает нам басня Крылова?
  • Какие непонятные слова встречаются в тексте притчи и басни, как их можно пояснить?
  • Выпишите непонятные слова и найдите им русское соответствие, найдите толкование слов в словарях:
    • кума-кумушка – … ;
    • яхонты – … ;
    • отколь – … ;
    • око – … ;
    • неймет – … ;
    • попусту – … ;
    • хулити – … ;
    • насытися – … ;
    • непотребны – … ;
    • восхоте – … ;
    • немогущу – … ;
    • висяху – … .
  • Есть ли в басне Крылова мораль?
  • В какой строке басни Крылова содержится мораль? (Хоть видит око, да глаз неймет.)
  • Какова мораль в притче? (Поучение.)
  • Сравните, сделайте вывод.

Вывод:

1. В богатстве разговорных интонаций Крылов не знает себе равных. Этому учился русский баснописец у народа – недаром многие его басни проистекли из русских пословиц и недаром многие его стихи стали народными пословицами и поговорками.

2. Сюжеты басен интернациональны. Но, вероятнее всего, Крылов брал за основу притчи из книги «Физиолог», которая была распространена среди русского народа 18 века.

3. Журнал «Сын Отечества» еще в 1825 году отмечал: «Лучшие басни Крылова имеют то достоинство, что они не могут быть переведены на иностранные языки, ибо теряют свой национальный отпечаток…»

Цель басни – исправление человеческих нравов, предмет изображения в ней – недостатки людей.

Главное в басне – смех над этими недостатками. Смешное прикрывается аллегорией (иносказанием). Действующие герои – звери, наделенные недостатками людей.

Басня – баять, баса, прикраса. Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради краснаго (баскаго) словца, посказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных… (Толковый словарь В.Даля.)

Басня – общеславянское. Образовано от ныне исчезнувшего глагола бати «говорить». Первоначальное значение – «сказка, рассказ». (Краткий этимологический словарь Н.М. Шанский.)

Притча – это иносказательный рассказ, содержащий поучение. По характеру близка басне. Но! Притча более значительна: она высвечивает проблему морали, общечеловеческих законов, заставляет задуматься!

В притче важны не характеры, не развитие действия, а мораль.

С древних времен до 18 века притча имела религиозное содержание, поэтому язык притчи – «высокий», церковнославянский.

Притча – общеславянское. Образовано от слова притъка – «нежданный случай, происшествие». Таким образом, слово притча обозначало сначала «особенный случай», затем – «рассказ о нем». (Краткий этимологический словарь Н.М. Шанский.)

Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Слово аллегория произошло от греческого аllos – иной и agoreuo – говорю. За конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.

4. В тексте басни Крылова встретились слова, вышедшие из активного употребления, но они лишний раз доказывают, что Иван Андреевич знал о притче из книги «Бытия человеческого» и, вероятно, основывался на ней при создании басни «Лисица и виноград».

III. Игра «Знатоки басен Крылова»

1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь?

  • «Лето красное пропела.» (Стрекоза.)
  • «То к темени прижмет, то их на хвост нанижет.» (Мартышка.)
  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.» (Волк.)
  • «От радости в зобу дыханье сперло.» (Ворона.)
  • «Слушает да ест.» (Кот Васька.)
  • «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.» (Соловей.)
  • «Слона-то я и не приметил.» (Любопытный.)
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.» (Обезьяна.)
  • «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.» (Свинья.)

2. Собери пазлы с иллюстрацией к басне. Покажи ее без слов.

3. Помоги герою басни найти свою пару (карточки-задания):

  • Свинья – Дуб.
  • Моська – Слон.
  • Повар – Кот.
  • Ворона – Лисица.
  • Ягненок – Волк.
  • Кукушка – Петух.
  • Муравей – Стрекоза.
  • Фока – Демьян.

IV. Творческое задание

Попробуйте создать свою басню на основе следующих пословиц:

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Хороша ложка к обеду.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Творческая работа ученицы 5 «В» класса Буликбаевой Виктории:

Жила в городе Владимире девочка по имени Виолетта. И вот посмотрела она на свои оценки и сказала сама себе: «Учусь я хорошо, значит, нужно себя в чем-нибудь другом попробовать!» Начала Виолетта ходить на конкурсы, соревнования, олимпиады. Месяца через два опять посмотрела она в свой дневник и увидела в нем плохие оценки.

Вывод. Так в жизни и бывает: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Подведение итогов урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. В чем отличие притчи от басни?
  3. Какими средствами указывается на недостатки людей в притче и басне?
  4. Каковы цели притчи и басни?
  5. Каковы исторические корни басни Крылова «О лисице и винограде»?

V. Итоги урока. Домашнее задание

Приложение

20.01.2011

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/articles/589236/

Конкурсная программа для учащихся 5-7 классов. Тема: Басня

  • Цель:
  • Формирование творческого сотрудничества, качеств лидера, адекватной самооценки; личностное становление.
  • Эпиграф (на доске).
  • Крылов! Это имя нам дорого с детства,
  • И знает Крылова любой человек, —
  • Дедушка нам оставил наследство,
  • Которое светит из века в век.

В. И.

Лебедев-Кумач

Ход классного часа

Классный час проходит в форме конкурса эрудитов. Класс заранее разделен на четыре команды, каждая команда получает задания: оформить выставку иллюстраций, подготовить две басни на конкурс чтецов (по жребию) и одну басню инсценировать (на выбор). В конкурсе девять этапов, после каждого жюри подводит итоги, результаты на доске: красный жетон — «5», синий — «4», желтый — «3».

Читайте также:  Классный час, 10-11 класс. общение в жизни человека

— Каждому приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Какой же смысл у слова «басня»? Легко догадаться: пустой рассказ, ложь, байка. Но это только одно значение слова. Есть и другое значение — литературное. Так ли уж безобидна и простодушна басня? Давайте выясним это.

Этап 1. Викторина.

— Что такое басня?

Басня — один из малых эпических жанров, краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера, высмеивающий человеческие недостатки.

1. Кто был первым сочинителем басен? (Эзоп.)

2. Что вы о нем знаете? (Раб Эзоп жил в Древней Греции в VI веке до н.э. Герои его басен — звери.)

3. Чем басня похожа на сказку? (Героями басни чаще являются звери, происходят чудеса, есть вымысел.)

4. Чем басня похожа на притчу? (Поучает в иносказательной, аллегорической форме.)

5. Из каких частей состоит басня? (Повествовательной и поучительной.)

6. Что такое эзопов язык? (Вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)

7. Каких, кроме Эзопа, баснописцев вы знаете? (Учащиеся называют имена Лафонтена, В. К. Тредиаковского, А. Кантемира, А. Сумарокова, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, С. В. Михалкова.)

8. Что такое мораль басни? (Мораль — поучительная часть басни.)

9. Когда родился И. А. Крылов? (Крылов родился в 1769 году.)

Этап 2. Конкурс рисунков.

— Персонажи басен Крылова — забавные звери, птицы, даже растения. Каждая команда подготовила иллюстрации и оформила выставку.

Жюри подводит итоги.

Этап 3. Конкурс чтецов.

— Создать басню — очень нелегкое дело. Многие русские писатели брались за этот жанр, но прославился лишь один. Пускай же звучат бессмертные творения Крылова.

Каждая команда представляет своих чтецов, одновременно проходит обсуждение басен и словарная работа на доске.

1. Басня «Свинья под Дубом». Что высмеивает эта басня? (Невежество.)

2. «Мартышка и Очки». О чем же эта басня? (О хвастовстве.)

3. Где хвастовство, там и зависть. Басня «Лягушка и Вол».

4. Что высмеивает басня «Лисица и виноград», написанная на сюжет, созданный Эзопом? (Жадность и лживость.)

5. Пороки, изображенные в басне «Ларчик» и «Квартет», всегда там, где невежество, хвастовство. (Гпупость.)

6. Басня «Слон и Моська». О чем она? (О трусости, бахвальстве.)

1. Иногда героями басен становились и люди, и животные. Басня «Волк на псарне». Что высмеивает она? (Вражду.)

Этап 4. Словарная работа.

  1. На доске во время конкурса чтецов записаны слова:
  2. Невежество —                Жадность —
  3. Хвастовство —               Лживость —
  4. Глупость —                     Вражда —
  5. Трусость —                     Грубость-

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Эти слова принадлежат Крылову. Что же они означают?

(Учащиеся отмечают, что писатель хочет высмеять человеческие пороки, ведь известно, что под видом зверей, птиц, растений Крылов в своих баснях выводил людей.)

— В басне можно доходчиво сказать, что дурно, что хорошо. Подберите к записанным словам, обозначающим отрицательные качества, антонимы.

По одному человеку от команды выполняют задание, одновременно проводится игра «Что? Где? Когда?».

Этап 5. «Что? Где? Когда?».

— Существуют произведения знаменитые, но доступные тому или иному возрасту, но таких, которые доступны и интересны людям всех возрастов, — немного. Среди них — басни Крылова. Их знают все, их можно узнать по одной детали.

Участники каждой команды угадывают, вынимая из «черного ящика», какой басне принадлежит каждый из предметов: Ларчик («Ларчик»), желуди («Свинья под Дубом»), бочонок («Две бочки»), очки («Мартышка и Очки»), зеркало («Зеркало и Обезьяна»), повозка («Лебедь, Щука и Рак»), скрипка («Квартет»), ложка («Демьянова уха»).

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва.

А в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский Этапы 6 и 7, работа с афоризмами, проходят одновременно.

Этап 6. Продолжи афоризм.

— На доске плакаты с началом афоризмов, участники команд продолжают, угадывают, из какой басни слова.

А ларчик (просто открывался). («Ларчик».)

У сильного всегда (бессильный виноват). («Волк и Ягненок».)

Ты виноват уж тем, (что хочется мне кушать). («Волк и Ягненок».)

Оглянуться не успела, (как зима катит в глаза). («Стрекоза и Муравей».)

Ты все пела? Это дело: (так поди же, попляши). («Стрекоза и Муравей».)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, (а сапоги тачать пирожник). («Щука и Кот».)

Избави бог и нас (от этаких судей). («Осел и Соловей».)

Чтоб музыкантом быть, (так надобно уменье). («Квартет».)

А вы, друзья, как ни садитесь, (все в музыканты не годитесь). («Квартет».)

Когда в товарищах согласья нет, (на лад их дело не пойдет). («Лебедь, Щука и Рак».)

Чем кумушек считать трудиться, (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) («Зеркало и Обезьяна».)

Хоть видит око, (да зуб неймет). («Лисица и виноград».)

Этап 7. Отгадай басню, подбери афоризм.

— Многие слова басен И. А. Крылова стали пословицами. Правильно ли вы их понимаете? В каких случаях вы употребляете следующие выражения?

  • А Васька слушает да ест.
  • Услужливый дурак опаснее врага.
  • Медвежья услуга.
  • От радости в зобу дыханье сперло.
  • Слона-то я и не приметил.
  • Вертится, как белка в колесе.
  • Наделала синица славы, а море не зажгла.
  • Так поди же попляши.
  • Какое крылатое выражение вы вспомните, если

• увидите, что человек занимается не своим делом? («Беда, коль пироги начнет печи сапожник».)

• вы не хотите есть, а вас настойчиво просят испробовать угощение? («Демьянова уха».)

• дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него — пустые разговоры? («А воз и ныне там».)

• человек, радуясь чужой беде, сам попадает в трудное положение? («Вперед чужой беде не смейся, Голубок».)

Этап 8. Театральный.

Басня поучает незаметно, мудро, весело. Будто старый мудрый человек, стоящий за басенной строкой, говорит простодушно: «А ну-ка, дружок, примерь басню на себя, нет ли и у тебя такого недостатка?»

Учащиеся инсценируют басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягненок», «Лисица и Осел».

Этап 9. Отгадай героя и басню.

Крылов сказал однажды: «А за меня мои звери говорят». Им — слово. Каждая команда получает карточку, на которой записаны слова какого-либо персонажа крыловских басен.

Задание: выразительно прочитать, стараясь передать характер, отгадать, кому они принадлежат.

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! / Что это там за рожа? / Какие у нее ужимки и прыжки! / Я удавилась бы с тоски, / Когда бы на нее хоть чуть была похожа. / А ведь, признайся, есть, / Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: / Я даже их могу по пальцам перечесть». (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна».)

«Что за уха! Да как жирна: / Как будто янтарем подернулась она. / Поешь же, миленький дружочек! / Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! / Еще хоть ложечку!» (Демьян, «Демьяновауха».)

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно, / Тебя без скуки слушать можно; / А жаль, что незнаком /Ты с нашим петухом: / Еще б ты боле навострился, / Когда бы у него немножко поучился». (Осел, «Осел и Соловей».)

«Ну, право, порют вздор. / Я не приметила богатства никакого: / Все только лишь навоз да сор; / А, кажется, уж не жалея рыла, я там изрыла / Весь задний двор». (Свинья, «Свинья».)

После девятого этапа подводятся общие итоги. Команды получают призы.

— Когда И. А. Крылов умер, ему открыли памятник, сооруженный на народные деньги: первый в Петербурге памятник писателю. Постамент памятника украшают звери — персонажи басен, — искусно созданные скульптором Клодтом.

Прошло полтора века, но люди, к сожалению, не стали лучше. Поэтому вновь и вновь им нужно объяснять, что ученье — свет, а неученье — тьма, что плохо быть хвастливым и лживым. Умные и прекрасные басни И. А.

Крылова могут сделать каждого лучше и добрее.

Домашнее задание. «Проба пера» (сочинить басню, можно как у Эзопа, в прозе. Для морали можно использовать любую пословицу).

Рекомендуем посмотреть:

  1. Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
  2. Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
  3. День здоровья в школе. Сценарий
  4. Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
  5. Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Источник: https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneklasnye-meroprijatija/konkursnaja-programa-dlja-uchaschihsja-5-7-klasov-tema-basnja.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector