Беседа о русском языке для детей, 1 класс

Беседа о русском языке для детей, 1 класс

Наша кнопка

Беседа о русском языке для детей, 1 класс Беседа о русском языке для детей, 1 класс

Скачать материал

  • Конспект урока для 1 класса
  • «МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК»
  • подготовила воспитатель
  • Лысова Елена Васильевна
  • Ступино
  • 2012
  • Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Познание».
  • Цель: Приобщение детей к родному языку.
  • Задачи:
  • ЗДОРОВЬЕ:
  • — Привлекать детей к двигательной активности на занятии.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
  • — Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и детьми.
  • КОММУНИКАЦИЯ, коррекционная работа:
  • — Развивать фонематическое восприятие.
  • — Упражнять в правильном произношении звука [р].
  • — Развивать речь детей.
  • — Видоизменять слова, отвечая на вопрос: «какой?»
  • — Образовывать слова с суффиксом [-ок].
  • — Развивать внимание, мышление, активность на занятии.
  • ПОЗНАНИЕ:
  • — Расширять знания о большой и малой Родине.
  • — Воспитывать уважение к традициям родного народа, истокам своей Родины.
  • — Продолжать воспитывать любовь к родной стране, родному городу, родному
  • языку.
  • — Развивать интерес к народным пословицам и поговоркам, считалкам.
  • ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
  • — Развивать ритмичную и выразительную речь при произнесении считалок.
  • МАТЕРИАЛ: карта России, государственные символы, кузовок, кубики.
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы с детьми о г. Ступино, о России;
  • чтение произведений ступинских авторов о нашем городе; рассматривание
  • фотографий, иллюстраций; прогулки по улицам города, по памятным местам;
  • экскурсии в музеи; беседы с родителями о патриотическом воспитании детей.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ:

— Ребята, у каждого человека есть родная земля, есть Родина. А что такое Родина?

  1. Ответы детей.
  2. — Верно, это – место, где человек родился, живет, где живут его родители, близкие люди.
  3. — Какая бывает Родина?
  4. Ответы детей.

— Верно, Россия – наша большая Родина. В России есть много разных городов, сел, деревень. Вот и наш город Ступино на реке Оке – наша малая Родина, родная земля, то место, где мы живем, где живут наши родители, близкие нам люди.

— Значит, как нас называют, кто мы?

Ответы детей. ( ступинцы, россияне).

  • — А на каком языке мы с вами разговариваем?
  • — Правильно!
  • — И сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной

русский язык. У нас будут две команды. Пожалуйста, присаживайтесь на места.

  1. Название команд…
  2. Выиграет та команда, которая наберет большее количество кубиков.
  3. Итак, первое задание.
  4. ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО С ДАННЫМ ЗВУКОМ».

— Россия! С какого звука начинается это слово? Верно, [Р].

  • Задание такое: придумать слова со звуком [р], в любой его части.
  • — Кубик получает команда…
  • ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».

— Ребята, вы любите наш город? Тогда будем отвечать на вопросы!

— Если много зелени? Зеленый.

— Если много цветов? Цветущий.

— Если кругом чистота? Чистый.

— Если кругом красота? Красивый.

— Если много приветливых людей? Приветливый.

— Если находится рядом с Москвой? Подмосковный.

— Если мы в нем родились? Родной.

— Если городу мало лет? Молодой.

— Молодцы! Кубик получает команда…

ИГРА НА ДОГОВАРИВАНИЕ «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

— Родину почитали и любили еще с древних времен. Народ сложил много пословиц о родной стороне. Задание следующее: я начну пословицу, а вы продолжите.

  1. — Главное богатство в России живет:
  2. Великий, могучий российский… народ.
  3. — Нет богатства драгоценнее на свете!
  4. Это большие и малые…дети.
  5. — Жить – Родине… служить.
  6. — Родина-мать, умей за нее… постоять.
  7. — Родная землица и во сне… снится.
  8. — Если дружба велика – будет Родина…крепка!
  9. — Нет земли краше, чем Родина…наша.
  10. — Свою Родину, как мать, люби и…береги!
  11. — Любовь к Родине в огне не горит и в воде …не тонет.
  12. — Человек без Родины – соловей без…песни.
  13. — Всякому мила своя… сторона.

— Сыновья русских матерей славятся удалью…. богатырей.

  • — Кто за Родину горой – тот истинный … герой!
  • — Очень хорошо! Кубик получает команда…
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  • — Быстро встаньте, улыбнитесь,
  • Выше, выше потянитесь.
  • Ну-ка плечи распрямите.
  • Поднимите, опустите.
  • Влево, вправо повернулись,
  • Руками коленей коснулись.
  • Сели – встали, сели – встали
  • И на месте побежали.
  • ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»
  • ИГРА «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЧИТАЛКА»

— Следующее задание для команд: вспомнить считалки. Посмотрим, какая команда знает больше!

— Молодцы! Кубик получает команда…

СТАРИННАЯ ИГРА «КУЗОВОК»

— Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он

содержит все на «-ок». Скажи слово, заканчивающее на «-ок» и передай соседу кузовок.

  1. — Я положу в кузовок…клубок.
  2. — Я …сахарок.
  3. — А я …замок.
  4. (теремок, лепесток, пяточек, колобок, пирожок, рожок, сачок, порошок, курок,
  5. носок, чулок, платок, моток …)

— Трудное задание, но справились все. Обе команды получают по кубику.

— Теперь подсчет итогов соревнования. Победила дружба!

— Вы – молодцы! Хорошо знаете родной русский язык. Если всегда будите хорошо заниматься, учиться в школе, то, может быть, научитесь писать стихи, так же, как, например, А.С. Пушкин! Помните, какими красивыми словами начинается поэма «Руслан и Людмила»? Кто напомнит?

Дети рассказывают.

— Красиво? Вот какая наша русская речь! Красивая русская речь!

  • — А теперь поиграем в русскую народную игру.
  • ИГРА «ГДЕ КУПАЛСЯ ИВАНУШКА»
  • Иванушка, выбранный по считалке, наклоняет голову вниз. Дети над ним протягивают ладони и поют:
  • Где купался Иванушка?
  • Возле белого камушка!
  • Ведущий- воспитатель, пронеся камушек над каждой рукой, кладет его кому-либо в ладонь. Все, скрестив руки на груди, кулачками ударяя по своим плечам, продолжают напевать:
  • Белый камень у меня, у меня!
  • Посмотрите на меня, на меня!

Иванушка поднимает голову. По глазам играющих отгадывает, у кого в ладонях спрятан камушек. Если угадал, то становится ведущим.

— Молодцы! А теперь призы — всем угощение!

ЛИТЕРАТУРА:

1.«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

2. «С чего начинается Родина», /Под редакцией Л.А.Кондрыкинской

Москва «Сфера», 2003

3. «Воспитание ребенка в русских традициях», Л.В.Соколова, А.Ф.Некрасова

Москва «Айрис- пресс», 2003

Беседа о русском языке для детей, 1 класс Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-mi-znaem-rodnoy-yazik.html

Рассказ о русском языке

Беседа о русском языке для детей, 1 классУ нас есть святыня – русский язык. Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы, формы устройства и психология, претерпевал изменения и язык народа. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Великий князь Киевский Владимир (Красно Солнышко), Ломоносов и Радищев, Пушкин и Лермонтов,  Есенин и Чехов.

Русский язык занимает важное место в плеяде языков мира. Русский язык принадлежит к языковой системе родственных индоевропейских языков, которые по происхождению восходят к индоевропейскому праязыку.

Он был в ходу у предков ряда народов, проживающих на бескрайних просторах Европы и Азии.

По своей специфике (особенностям грамматики, фонетики и лексики), русский язык отличается от языков других языковых семей: тюркских, финно-угорских, китайско-тибетских и других.

Русский язык (язык русского народа) – разновидность восточнославянской ветки в рамках индоевропейской языковой семьи.

Русский язык – это официальный язык Российского государства. Есть Федеральный закон, принятый Государственной Думой и называемый так: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Все государственные акты, законы, постановления, протоколы, приказы (официальные документы) в России пишутся на русском языке.

Россия – это многонациональное государство. И именно русский язык является языком межнационального, межгосударственного общения. Он относится к семейству наиболее распространенных языков мира.

… С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Первые слоги «ма-ма», колыбельные, сказки, стихи – и вот уже знакомство с русским языком началось. Оно продолжается в школе, университете, и, собственно говоря, на протяжении всей нашей жизни.

Посредством слова, чтения, речи мы узнаём о многом. О том, о чём никогда не знали и не видели. И не исключено, что не увидим никогда. Мы постигаем мир посредством слова.

Рассказы учителей, беседы с мамой, хорошие книги, увлекательные кинофильмы, нужная информация с электронных носителей – и мир становится нам ближе. Вселенная открывает свои секреты.

Одно из главных богатств народа — его язык! Веками множатся и живут в слове вечные сокровища человеческой мысли и опыта. Язык не появился «вдруг» — это результат развития не одного тысячелетия.

Язык – это первейшее средство человеческого общения. Не менее существенно и то, что язык – это орудие мышления. «Человеческое мышление опирается на языковые средства».

Русский язык – один из сложнейших языков в мире. Он певуч и красив, нежен и лиричен. На нём написано множество великолепных произведений. Произведения пишутся литературным языком. Литературный язык — это высшая форма русского языка, это язык национальной культуры.

В русском языке огромное количество слов. Но чтобы написать хорошую литературную работу, недостаточно просто подобрать нужные слова.  Чтобы было интересно, необходимо выполнить огромный объём работы. Все мы знаем нетленные шедевры – басни Ивана Андреевича Крылова. Прошло уже несколько веков после их опубликования.

Но они до сих пор у всех слуху; а все потому, что басни Крылова — это великолепные законченные драматические произведения, а их язык – это абсолютно совершенный русский язык. Произведения Крылова полны удивительных фразеологических оборотов, метких выражений, тонких словосочетаний.

Скорее всего, до конца оценить творения этого автора может только тот человек, для кого русский язык – родной. И, хотя работы Крылова переведены на многие языки мира, полностью ощутить тот «аромат», который источает язык басен Крылова, смогут те, кто владеет русским языком в совершенстве.

Читайте также:  Брейн-ринг в 4 классе

Около двухсот строк черновых набросков было найдено к хорошо знакомой нам басне Крылова «Кукушка и петух», состоящей в чистовом варианте всего лишь из двадцати одной строки. Вот как тщательно великий баснописец обращался с русским словом, русским языком.

Представитель русского сентиментализма, Николай Михайлович Карамзин (1766-1825) в своё время верно подметил: «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным.

Богатый язык тот, в котором вы найдете слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности. Иначе он беден; беден со всеми миллионами слов своих.

В языке, обогащенном умными авторами, в языке выработанном не может быть синонимов; всегда имеют они между собою некоторое тонкое различие, известное тем писателям, которые владеют духом языка, сами размышляют, сами чувствуют, а не попугаями других бывают».

О русском языке писал и рассуждал видный педагог, критик и литературовед Алексей Федорович Мерзляков. Он был преподавателем словесного отделения в Московском университете. Был педагогом А.С. Грибоедова. Лекции Алексея Федоровича пользовались неизменным успехом у студентов.

Мерзляков высоко ценил русскую литературу ХVIII века, придавал большое значение поэзии Ломоносова и Державина, занимался изучением русского языка. Он писал: «Заслуги Ломоносова языку и Литературе бессмертны.

— В его сочинениях с сладостным изумлением заметили россияне в первый раз богатство, пышность, великолепие языка своего… Все нашли новый язык, новые слова, новые звуки; чувствовали, что они родные, и дивились, почему они прежде их не знали».

За чистоту, за утверждение русского языка боролся лицейский друг Пушкина, видный участник декабристского движения Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

В публицистической статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824), вызвавшей огромный резонанс в обществе, Кюхельбекер писал: «Да создастся для славы России поэзия истинно русская; да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной!.. Летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».

Русский язык, соединивший предков и потомков, объединивший нацию, меняющийся во времени, ни на миг не прерывавший свою историю, стал одним из самых совершенных и полновесных языков мира.

Выдающийся французский писатель Проспер Мериме подчёркивал: «…французский язык,подкрепленный греческим и  латинским, призвав на помощь все свои диалекты… и даже язык времен Франсуа Рабле, — разве только он один мог бы дать представление об этой утонченности и об энергической силе… русского языка».

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/rasskaz_o_russkom_yazyke/

стихи о родном языке

Стихи о родном языке: 30 стихов про родной язык для детей к Международному дню родного языка.

Беседа о русском языке для детей, 1 класс

Сегодня, 21 февраля во всем мире отмечается праздник — Международный день родного языка. Родной язык и обучение детей родному языку — это моя профессия и любимое дело моей жизни. Поэтому я решила к празднику подготовить для вас, дорогие читатели моего сайта «Родная тропинка»,  подборку стихов о родном языке и родном слове.

В статье Вы найдете:

  1. стихи для дошкольников о родном языке,
  2. стихи для взрослых и школьников о родном языке,
  3. юмористические стихи о родном языке.

Раздел 1. Стихи о родном языке для детей старшего дошкольного возраста

Для маленького ребенка родной язык — это не предмет для изучения, а его повседневная жизнь с ее открытиями, радостями, шалостями, огорчениями и приключениями, это игра со словами и эксперименты по словотворчеству.

  • В день солнечный июльский, Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский,
  • Как этот летний луг.
  • Иду тропинкой узкой- Деревья до небес! Могуч язык мой русский
  • Как этот русский лес!
  • И в радости и в грусти – Он всякий час со мной. Родной язык мой русский,
  • Как Родина родной!

Хотя это стихотворение о Родине, но… в нем говорится и о колыбельной, и о первом букваре, и об общении с друзьями — о всё том, что невозможно без родного языка!

  1. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей,
  2. Живущих в соседнем дворе.
  3. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях
  4. У нас никому не отнять.
  5. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой березки, что во поле,
  6. Под ветром склоняясь, растет.
  7. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной,
  8. Которой не видно конца.
  9. С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки,
  10. Что где-то в шкафу мы нашли.
  11. А может, она начинается Со стука вагонных колес И с клятвы, которую в юности
  12. Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

Язык наш прекрасный

  • Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный,
  • То нежно-певучий.
  • В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им
  • И рассказы, и сказки.
  • Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни
  • Наш великий язык!

В дошкольном возрасте малыш познает культуру устной речи на родном языке и учится говорить без ошибок.

Ребенок учится вслушиваться в звучание слов и замечать выразительные образные слова в речи окружающих его людей, в художественной литературе. Старший дошкольник уже может осознавать свою речь и исправлять свои ошибки в речи.

Н. Пикулева. Любимое слово

Это кто там ложку «ложит»? Знай, такого быть не может!

Ложку мы на стол кладём,

А тебя – к обеду ждём.

А. Шибаев. Прислушайся к слову

  1. Была ТИШИНА, ТИШИНА,
  2. ТИШИНА…
  3. Вдруг ГРОХОТОМ ГРОМА
  4. Сменилась она!
  5. И вот уже дождик Тихонько — ты слышишь? — ЗАКРАПАЛ, ЗАКРАПАЛ, ЗАКРАПАЛ
  6. По крыше…
  7. Наверно, сейчас БАРАБАНИТЬ
  8. Он станет…
  9. Уже БАРАБАНИТ! Уже
  10. БАРАБАНИТ!

А. Ерошин. Игра в словечки

Это стихотворение будет интересно детям, которые учатся читать. После чтения этого стихотворения попробуйте найти слова,  играющие в прятки. Например, найдите какие слова, обозначающие части тела, спрятались в словах: мухомор (ухо), ладушки ( ушки), животное (живот), бусы (усы), головастик (голова), рукавичка (рука), Италия (талия).

  • Не только дети Любят прятки, Играть умеют и слова: Заря — Упрятана в ЗАРЯдке, А в риСОВАльщике —
  • Сова.
  • К словам прислушайся немножко: В дОСАде Спряталась оса. На дне луКОШКА Дремлет кошка, А в паЛИСАднике —
  • Лиса.

Из гРЕЧКИ Вытекают речки, В ЛЕЩИне Плещутся лещи. Овечки прячутся В слОВЕЧКИ. А дальше…

Дальше сам ищи!

Во многих словах родного языка спряталось любимое слово лягушки. Конечно же, Ваш малыш знает это слово и легко его найдет в других словах!

А Ерошин. Квакушка

  1. Лягушке нравятся слова с ее любимым слогом «КВА», буКВАльно каждое словцо, где слог любимый налицо: КВАртал, эКВАтор, клюКВА, КВАс, в КВАртире брюКВА (про запас) КВАртет, аКВАриум,
  2. МосКВА…

бесспорно, славные слова — буКВАрь, КВАдрига и КВАдрат, но слышать я совсем не рад по триста тридцать раз на дню про аКВАрель и аКВАланг, и антиКВАрную КВАшню! КВАк можно сутками в пруду такую КВАкать ерунду! устав от кваканья квакушки,

я вставил в уши по заглушке.

 Раздел 2. Стихи о родном языке для детей школьного возраста

Для детей школьного возраста родной язык становится предметом для изучения, они познают историю и культуру родного народа и узнают, как мировоззрение народа отразилось в его языке, учатся выражать свои мысли грамотно в письменной речи, уважать родной язык и стремится развивать культуру речи.

Т. Зумакулова Родной язык

  • Родной  язык! Он  с  детства  мне  знаком, На   нем  впервые  я  сказала  «мама», На  нем   клялась  я  в  верности  упрямой,
  • И  каждый  вздох  понятен  мне  на  нём.
  • Родной  язык! Он  дорог мне,  он  мой, На  нем  ветра  в  предгорьях  наших  свищут, На  нем   впервые  довелось  услышать
  • Мне  лепет  птиц  зеленою  весной.

М. Крюков. Много языков на свете разных

  1. Много языков на свете разных- Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны,
  2. В каждом есть изюминка своя.
  3. Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский,
  4. Для меня родной лишь он один.

  5. Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим
  6. Наш язык Тургенев называл.
  7. Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично,
  8. Но и мудрость предков в нём жива.

  9. Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно
  10. И не сможет, верю, умереть!

А. Сумароков. Из эпистолы о русском языке

  • Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
  • Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

А. Яшин. Русский язык

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ф. Тютчев. Нам не дано предугадать

  1. Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается,
  2. Как нам дается благодать…

В. Полторацкий. Слово о словах

Слова бывают разные – То дельные, то праздные. То честные, правдивые. То льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение И слово – удушение. Есть трезвые и пьяные Лукавые, туманные.

Читайте также:  Выпускной вечер в 11 классе. сценарий с изюминкой

Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, Есть тлением смердящая. Слова высокой доблести И самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено Засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как Чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, А добрыми, правдивыми. Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

К. Бальмонт. Я изысканность русской медлительной речи

  • Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною друг поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны,
  • Перепевные, гневные, нежные звоны.
  • Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей,
  • Я – для всех и ничей.
  • Переплеск многопенный, разорвано-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая –
  • Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.
  • Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблён И в себя и в других,
  • Я – изысканный стих.

Яковенко О. Я. Русский язык

С кириллицы начав родное слово, И изучив его от А до Я, Нет лучшего, чем языка родного, Пока звучит родимая земля.

Она звучит Есенина стихами, Здесь Маяковский, словом режет звук, Любимый Пушкин ежедневно с нами, И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук! А сколько в прозе русского звучанья, Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья, Ведут нас, словом к радости сознанья, Что русские они все, как и я! Благодарю Мефодия, Кирилла За буквы, звуки, благозвучность слов, Что к языку нам русскому привили

Огромную, бескрайнюю любовь!

А. Ахматова. Мужество (1942)

  1. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,
  2. И мужество нас не покинет.
  3. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь,
  4. Великое русское слово.
  5. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем
  6. Навеки!

Н. Скакунова. Великий и могучий

  • Он  и могучий, Он и набатный, Сладкопевучий,
  • И громораскатный!
  • Он величавый, Он и стозвонный, Гибкокурчавый Но непреклонный!
  • Он поразительный!
  • И поражающий! Так изумительно
  • Многовмещающий!
  • Все, кто на нем изъясняться привык, Любят чудесный наш русский язык!

С. Михалков. Любитель книг (басня)

К приятелю, чтоб скоротать досуг, Зашел незваный гость. «Ты стал читать, мой друг?» – Воскликнул он и посмотрел вокруг На полные собранья сочинений Бальзака и Гюго, Ожешко и Дюма, На новые, нарядные тома, На книги сказок и стихотворений Есенина и Маршака,

Что полки заняли почти до потолка…

«Я знаю, я смешон с моим вопросом, Ты все их прочитал, всю мудрость их постиг. Но как ты достаешь до самых верхних книг?»

«Да очень просто! Пылесосом!»

  1. *** Известно мне, порой в домах иных
  2. Стирают только пыль с изданий подписных.

Н. Заболоцкий. Читая стихи

  • Любопытно, забавно, и тонко: Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка
  • В совершенстве писатель постиг.
  • И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть. Но возможно ль мечты человечьи
  • В жертву этим забавам принесть?
  • И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа
  • Сквозь него прозвучать не могла?
  • Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады,
  • Надевает колпак колдуна.
  • Тот, кто жизнью живет настоящей,
  • Кто к поэзии с детства привык,
  • Вечно верует в животворящий,
  • Полный разума русский язык.

В. Шефнер. Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова- В них весеннего неба сквозит синева.

  1. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
  2. Есть слова — словно раны, слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
  3. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
  4. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
  5. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
  6. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу.
  7. Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них в огне и дыму.
  8. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту.
  9. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленных прах,
  10. Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них.
  11. Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым талоном их в сердце храни!
  12. И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту.
  13. Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помощь!

Г. Тукай. Родной язык

О, как хорош родной язык, отца и матери язык, Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, А после — бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет, И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог: «Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»

перевод: А.Чепуров

В. Гордейчев. Родная речь

Из вечной бронзы выкован извечный русский выговор, чеканное, глубокое то аканье, то оканье. Слова в иной пословице поются, а не молвятся. Слова звенят звоночками, то – ёчками, то – очками. Вот палочка. И палица: ударит – слон повалится. Вот скрипка.

Или скрипица: играет – слёзы сыплются. А речек звоны светлые! Люблю за ними следовать: то сетовать над Сетунью, то с Беседью беседовать.

Певучими – над ёлками – соловьими прищелками, родная речь, вызванивай из каждого названия! Тобой, как речкой Речицей, любая боль излечится, твои слова, пророчица,

журчат – и слушать хочется.

В. Шефер. Гаснет устная словесность

  • Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность
  • Речи русской чудеса.
  • Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках,
  • Дремлют в толстых словарях.
  • Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо –
  • Не скудела в наши дни.

С. Скачко. Язык

  1. С благоговеньем прикасайся К тому , чем ты вооружён , Твори светло и упивайся
  2. Безбрежным русским языком
  3. Воздушно лёгок , сочен , вкусен , Суров и нежен , многолик , Во всех мелодиях искусен
  4. Наш удивительный язык.

  5. Ему к лицу и термин узкий , И междометный вздох , и клич , Гордись , что понимаешь русский ,
  6. Старайся глубину постичь.

  7. Смешно и грустно слышать , право , Как эллочек и фимок рать К заморским “ингам”, “шн” и “вау”
  8. Его , кряхтя , хотят прижать.

Д. Коротаев. Дорожите родным, милым словом

  • Д о р о ж и т е Родным, милым словом:
  • М н о г о л и к и м —
  • Большим языком !

Нашей жизни ОН — П е р в о о с н о в а — Всем народам Планеты — знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток — От наречий ручьистых — Не затмил Родника — Родников ! В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов… — Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось

В ЯЗЫКЕ, — Как Основе Основ!

С. Абдулла. Выучи русский язык

  1. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре –
  2. Выучи, выучи русский язык.
  3. Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи –
  4. Выучи, выучи русский язык.

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-rodnom-yazyke/

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: сколько слов знаешь? | Социальная сеть работников образования

Тема: Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

  • Цель:  отличать  звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  •          развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  •         расширение и углубление программного материала;
  •         воспитание любви к   русскому языку, государственному языку РФ.
  •         создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
  •         развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
  •         совершенствование общего языкового развития младших школьников.
  •         воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
  • Тип: новая тема
  • Материал:карточки
  • Задания:
  • Доскажи предложение.
  • Божия коровка, Черная головка,

Улети на небо, Принеси нам… (хлеба).

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на… (дубу).

Жили у бабуси Два веселых… (гуся).

Тили-бом, тили-бом, Загорелся Кошкин… (дом).

Составьте слова со слогами.

ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ты, ки, ма. (баки, боты, бумага, бинты, быки).

Из слоговых карточек составить слова начинающиеся с б.

 бул., ва, бел, ры, боб, ба, бук, ка, ки, бан, ра, ран. (Булка, белка, баранки, бобры, буква, баран, барабан, банка).

  1. Дополните слово.
  2.  Буква (букварь); блок (белок); баня (башня, басня); банк (банка).
  3. Превращение слов.

Замените букву б в слове бочка так, чтобы получились новые слова. (Дочка –почка –точка – ночка – мочка — кочка).

  • В слове бок замените первую букву ( док –кок – сок – ток –шок);
  • замените вторую букву (бак – бык – бук);
  • замените третью букву (боб – бог – бор – бой – бот);
  • замените любую букву (бок – бак-бал – был — бык – бук).
Читайте также:  Нужен ли режим для ребёнка?

С какой просьбой обращается к тебе Незнайка? Прочитай!

  1. Вычеркни все повторяющиеся буквы и прочитай спрятанное слово.
  2. В О И Т Г Ц Ф Б Ь                              
  3. П Р Ц О У Щ В Н Ф
  4. Ш Щ Т Б Ь П Н К А
  5. (ИГРУШКА)
  6. З К Ж О Д У Ф С Ж
  7. Я Ю Т Ж А Е Д Я П
  8. Д А П Ю Б В А П З
  9. Б П В Ф Р З У П
  10. (КОСТЕР)
  11. Б Х Я О К В Ф З Ы
  12. Д А Ж П М Т Ю Д Ц
  13. Р З Б Щ У Т Ч Я С
  14. Е Ц Ч М Е Ы О Л Ф
  15. Ь В Ю Х Н Щ Ж П Н
  16. (КАРУСЕЛЬ)
  17. Прочитай слова, написанные наоборот – справа налево.
  18. АМАМ
  19. ЛОТС
  20. СУРАП
  21. АКЖОЛ
  22. МЮТСОК
  23. ГОРИП
  24. АКЧОБ
  25. АКШУГЯЛ
  26. НАМРАК
  27. ШАДНАРАК

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/02/07/skolko-slov-znaesh

Беседа о дружбе

Информационный фонд

Воспитателя группы продленного дня

Чистяковой И.Н.

«Поговорим о дружбе»

Цели:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
  • содействовать формированию дружного коллектива.
  • Подготовительная работа:чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.
  • Оборудование:магнитофон; аудиозапись мелодии песни “Когда мои друзья со мной”
  • Ход занятия:

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)

В-тель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.

В-тель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

В-тель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче­ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок даёт ему списать…Ну, а может, дружба — это еслиДруг приятно говорит всегда,Речь свою пересыпая лестью,

  1. И не скажет резкость никогда?
  2. В-тель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба — это если друг твой боленИ не может в школу приходить, —Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год…Если друг твой что-то, к сожаленью.Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг.Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.Дружба — это если пишут детиПисьма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

  • Без сирот, без ужасов войны.
  • В-тель: Что такое дружба, по мнению автора?
  • : С какими его мыслями следует согласиться?
  • А с чем вы не согласны?
  • Что вы можете рассказать о своих друзьях?

В-тель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

  1. Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:
  2. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.
  3. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  4. В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:
  5. Дружба – главное чудо всегда,Сто открытий для всех настоящее,И любая беда – не беда,
  6. Если рядом друзья настоящие.
  7. В-тель: А есть ли у вас друг?

А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды,(Я в тот день забыл пенал),В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал.Я упал и весь промок -Он мне высохнуть помог.Он для милого дружкаНе жалел и пирожка:Откусить мне дал когда-то,А теперь представил счёт.Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

В-тель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –Всё прекрасно, всё цветёт.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живём на свете

Для хороших славных дел.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Уступать

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным

В-тель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание — дружба народов? Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

  • 1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
  • 2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
  • 3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.
  • В-тель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)
  • 4) Проводить совместные праздники (2 апреля — День единения народов Белоруссии и России).
  • 5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
  • В-тель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:
  • граждане России;
  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.
  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

В-тель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы

  • спортивный клуб называется «Дружба»
  • интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми

В-тель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? Животные — наши друзья.

В-тель: У кого дома есть четвероногий друг?

В-тель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

В-тель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в соединённости судеб».

В-тель: Ребята, мы с вами при подготовке занятия нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Друг спорит, а враг поддакивает.

В-тель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

В-тель: Почему вы так решили?

Втель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)

  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • Лучше честный враг, чем коварный друг.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
  1. В-тель: А нам это может пригодиться в жизни?
  2. Теперь вы знаете о дружбе всё!
  3. В-тель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?
  4. Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.
  5. В-тель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.
  6. В-тель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произой­ти в нашей гимназии или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светилоЧтоб на всех его хватило,Чтоб цвели в лугах цветы,Чтоб дружили я и ты.За руки возьмемся, встанем в круг.Каждый человек человеку — друг!За руки возьмемся, пусть пойдет

  • По земле огромный хоровод!
  • В-тель: Пожелание — Удачи всем в поисках настоящего друга!

Источник: https://multiurok.ru/files/biesieda-o-druzhbie.html

Ссылка на основную публикацию